Государственное устройство Финляндии
Доклад по политологии студента 3 курса исторического факультета Вострокнутова Максима
Москва - 2010
Государственный академический университет гуманитарных наук
Государственное устройство
Финляндия
— демократическое унитарное правовое государство с республиканской формой
правления. Действующая Конституция — Основной закон Финляндии была принята 11
июня
- Акт о форме правления (принят 17 июля 1919 — изменения и дополнения вносились в 1926, 1930, 1943, 1955, 1992 и 2000);
- Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и канцлера юстиции 1922;
- Закон о Высшем суде (1922);
- Парламентский Устав (1928).
В
соответствии с изменениями конституционных актов в
Согласно Избирательному акту 1998 установлены выборы 4 уровней:
в Эдускунт — однопалатный парламент;
выборы президента (на 6 лет);
выборы в местные органы власти (446 коммун);
выборы 16 депутатов в Европарламент (с 1999). Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет.
С
марта
Вместе с однопалатным парламентом – Эдускунтом - он осуществляет законодательные функции. В составе парламента, избираемого на 4 года на основе прямого и пропорционального голосования, 200 депутатов. Исполнительная высшая власть принадлежит Государственному совету, который образуют президент и правительство.
По
итогам парламентских выборов, 17 апреля
Правительство Финляндии — Государственный совет — осуществляет общее руководство страной. В его состав входят Премьер-министр, министры, возглавляющие вверенные им министерства, и министры без портфелей.
Премьер-министр избирается парламентом, после чего формально назначается Президентом Республики для выполнения его обязанностей. Другие министры назначаются Президентом по предложению Премьер-министра. Прежде чем будет избран Премьер-министр, представители от партийных групп Эдускунты знакомятся с программой правительства и его составом. О результатах этого ознакомления сообщается Президенту, чтобы он представил Эдускунте то лицо, которое предлагается кандидатом в премьер-министры.
Если кандидат во время открытого голосования в Эдускунте получит более половины поданных голосов, он считается избранным в премьер-министры. Если же кандидат не получит требуемого большинства, то в том же порядке должен предлагаться новый кандидат. Если и новый кандидат не получит более половины поданных голосов, то проводятся новые выборы путем открытого голосования. При этом избранным считается тот, кто получит наибольшее число голосов.
Административное устройство
Низшая административно-территориальная единица страны — коммуна (община). Из-за слияний их число почти каждый год сокращается. К 2010 году насчитывается 342 коммуны.
Коммуны объединены в 20 провинций, управляемых провинциальными советами. Провинции служат для развития и взаимодействия составляющих их коммун.
Кроме того коммуны в пределах провинций объединены в 72 субпровинции, представляющие собой экономические регионы.
До 2010 года провинции были объединены в губернии (ляни), которые управлялись правительствами во главе с губернаторами, назначаемыми президентом страны. 1 января 2010 года губернии упразднены, и образованы агентства регионального управления.
Крупнейшие города Финляндии: Хельсинки — 583 549 жителей, Эспоо — 244 474 жителей, Тампере — 211 633 жителей, Турку — 176 242 жителей, Оулу — 139 275 жителей.
Правовая система
Финляндия
входит в скандинавскую ("северную") правовую семью. История
Финляндского государства в значительной степени объясняет особенности его
правовой системы, сложившейся к настоящему времени. Начиная с XII в., когда
Финляндия стала одной из провинций Швеции, и на протяжении последующих 7 веков
на ее территории действовали законы, издававшиеся шведскими королями, а также
местные правовые обычаи (объявление Финляндии в
С
В
след за признанием Советским правительством государственной независимости
Финляндии (декабрь
Среди
актов действующего законодательства важнейшую роль играет Конституционный закон
Известную роль в качестве источника права играют судебные решения. Отчасти это связано с тем, что при отсутствии сплошной кодификации финского законодательства нередко обнаруживаются пробелы в праве. Хотя формально суды не обязаны следовать ранее принятым судебным решениям, на практике нижестоящие суды всегда учитывают позицию, занятую вышестоящими. Этому служит и регулярная публикация решений Верховного суда, и освещение в периодической юридической печати важнейших решений апелляционных судов.
Существенное
влияние на развитие законодательства Финляндии оказывает начавшееся с
Судебная система.
Высшим
звеном в системе общих судов в Финляндии является Верховный суд, основанный в
Апелляционные
суды, старейший из которых был основан в г. Турку в
Окружные
и городские суды - низовое звено судебной системы Финляндии. Они рассматривают
по первой инстанции все гражданские дела и подавляющее число уголовных дел
(кроме указанных выше). Эти же суды могут устанавливать опеку, регистрировать
продажу недвижимого имущества и некоторые другие сделки. Окружные суды (их
около 150) функционируют в сельской местности и в населенных пунктах, получивших
статус города после
При разбирательстве большинства гражданских дел (кроме морских и некоторых других) в окружных и городских судах не проводится предварительная подготовка дела к слушанию, обмен письменными документами между сторонами и т.п. Имеется запрет на обжалование решений по малозначительным гражданским делам.
В
дополнение к общим судам в Финляндии имеется несколько видов судов специальной
юрисдикции. Суды по трудовым делам, созданные в
Наряду с судами общей и специальной юрисдикции в Финляндии имеется развитая система административной юстиции. Ее возглавляет Верховный административный суд. Он состоит из президента и 21 судьи. Коллегия из 5 судей рассматривает жалобы на решения нижестоящих административных судов, именуемых судами губерний, а также на решения Государственного совета, распоряжения министров, предписания губернаторов и некоторых других исполнительных органов. При необходимости собирается пленарное заседание Верховного административного суда. Административные суды губерний (их 12 по числу губерний) разбирают в коллегиях из 3 судей жалобы на решения и действия административных органов. Большинство рассматриваемых ими дел относится к сфере налогов. Ни административные, ни какие-либо другие суды не могут оценивать конституционность актов, принятых парламентом.
Особой юрисдикцией по Конституции обладает также Государственный суд, который рассматривает обвинения в отношении членов Государственного совета или канцлера юстиции, юридического уполномоченного Эдускунты, или членов Верховного суда, Верховного административного суда, связанные с нарушением законности, совершенным ими при исполнении служебных обязанностей. В Государственный суд входит президент Верховного суда в качестве председателя, а также президент Верховного административного суда и 3 старейших по должности президента надворных судов, а также 5 членов, избираемых Эдускунтой сроком на 4 года.
В системе государственных органов Финляндии особое место принадлежит Канцлеру юстиции. Он назначается Президентом пожизненно и следит за соблюдением законов властями (в том числе самим Президентом, Государственным советом и министрами), осуществляет в ряде случаев уголовное преследование и выступает в качестве юридического советника Президента и правительства.
Большинство судей в Финляндии занимают свои должности по назначению. Президенты Верховного и Верховного административного судов назначаются Президентом Республики. Он же назначает судей этих, а также апелляционных судов, но уже с учетом рекомендаций данного и вышестоящего (для апелляционного) судов. Профессиональные судьи окружного и городского судов назначаются Верховным судом, асессоры - муниципальным советом сроком на 4 года. Судьи судов губерний - органов административной юстиции назначаются Президентом Республики или Государственным советом. Все профессиональные судьи назначаются пожизненно (в 70 лет они обязаны уйти в отставку) и могут быть смещены лишь по судебному приговору, кроме случаев назначения на вышестоящую судейскую должность с их согласия.
Преступления расследуются, как правило, полицией. В суде первой инстанции низового звена уголовное преследование осуществляется городским прокурором, в сельской местности - начальником окружной полиции или его заместителем, в апелляционном суде - прокурором при этом суде. В системе административных судов могут выступать так называемые государственные представители - их функции напоминают роль прокурора в общих судах. Все органы обвинения действуют под надзором Канцлера юстиции. Полиция, прокуроры и суд располагают широкими правами не возбуждать либо прекратить уголовное преследование, например если обвиняемый согласен уплатить штраф за малозначительное преступление без судебного разбирательства дела.
Генеральная
прокуратура в Финляндии как самостоятельный орган была образована и начала
действовать с
Обвиняемый в уголовном процессе и участник гражданского дела вправе иметь адвоката, хотя они могут и сами защищать свои интересы или направить в суд личного представителя (по малозначительным уголовным делам - даже без явки обвиняемого в судебное заседание). Титул адвоката носят лишь лица, окончившие юридический факультет одного из финляндских университетов и принятые в Финский союз адвокатов после трехлетней стажировки у опытного защитника или иной юридической практики. Общее наблюдение за деятельностью адвокатов осуществляет Канцлер юстиции. Имеется система бесплатной юридической помощи для лиц, испытывающих финансовые затруднения. Ее оказывают либо адвокаты, либо специально на то уполномоченные муниципальные советники.
В
Согласно
Закону о защите потребителя
Для осуществления надзора за государственными финансами и выполнением государственного бюджета Эдускунта избирает из своей среды государственных ревизоров. Кроме того, для проверки государственных финансов и исполнения государственного бюджета имеется связанное с Эдускунтой Государственное ревизионное управление, которое является независимым. Государственные ревизоры и Государственное ревизионное управление имеют право получать от государственных органов и других подконтрольных служб сведения, необходимые им для выполнения их обязанностей.
Политические партии Финляндии.
Социал-демократическая
партия (СДПФ) (SDP) создана в 1918 году на базе старой рабочей
социал-демократической партии, основанной сто десять лет тому назад в 1899
году. СДПФ (ок. 100 тыс. членов) опирается на поддержку большей части рабочих, имеет
существенное влияние среди служащих с низким и средними доходами, мелких
предпринимателей, радикально настроенной интеллигенции. Играет ведущую роль в
профсоюзном движении. Входит в Социнтерн, тесно сотрудничает с
социал-демократическими партиями Скандинавских стран. По программе и
политической направленности партия представляет социал-демократическое движение
Северных стран, в котором много внимания уделяется развитию так называемого
государства всеобщего благоденствия. Партия стремиться к снижению разницы в
доходах населения, к социальному обеспечению высокого уровня. В 1995 году
председатель – Пааво Липпонен. На выборах 1995 года партия имела в парламенте
63 мандата (28, 3%), на выборах 21 марта 1999 года число мандатов сократилось с
62 до 51, что составило 22, 9%. Это было большое поражение партии.
Социал-демократами были президенты Финляндии Марти Ахтисаари (1994-
Партия
Финляндский центр (ПФЦ) (Kesk) создана в 1906 году, До 1965 года называлась
Аграрный союз, до 1998 года – Партия центра. Партия насчитывает более 280 тыс.
членов. На протяжении почти всего периода независимости страны партия центра
входила в состав правительства. Однако после поражения на парламентских выборах
1995 года перешла в оппозицию. Опирается преимущественно на сельское население,
мелкие и средние предпринимательские круги в городах. Входит в Либеральный
интернационал. На выборах 1995 года в парламенте было 19, 9% (45) членов
партии. В 2003 году - 22, 5% (48). Председатель – Эско Ахо. К аграрной партии, предшественнице
партии центра, принадлежали президенты Финляндии Лаури Реландер (1925-
Национальная
коалиционная партия (НКП) (Кок) создана в 1918 году, насчитывает около 80 тыс.
членов. Это самая крупная партия правых в Финляндии. Финляндия единственная
страна Западной Европы, где правящая правая партия на протяжении долгого
времени сотрудничает в правительстве с левыми. Придерживается в политическом
плане традиционных консервативных позиций, тесно связана с промышленным и
финансовым капиталом, пользуется поддержкой лиц наемного труда, имеющих высшее
образование и высокую зарплату. Последние годы партия стремиться избавиться от
консервативных традиций и во все большей степени становиться партией рабочих, а
не работодателей. Временами стираются различия между политическими взглядами
коалиционной партии и социал-демократов. Входит в Европейский демократический
союз. На выборах 1995 года число мандатов 39 (17, 9%), 1999 год – 46 (22, 5%).
Председатель – Саули Ниинисте. К партии национальной коалиции принадлежали два
президента Финляндии: Петр Эвинд Свинхувуд (1931-
Левый союз Финляндии (ЛСФ) (La) создан в апреле 1990 года по инициативе и на базе Демократического союза народа Финляндии (ДСНФ), образованного в 1944 году и в 1990 году заявившего о своем самороспуске, а так же Коммунистической партии Финляндии (КПФ), созданной в 1918 году и принявшей в апреле решение о переносе своей деятельности в ЛСФ. Политическая линия партии в настоящее время не имеет существенных отличий от линии социал-демократов. Сторонники партии левых сил, как правило, - промышленные рабочие. Создатели ЛСФ преследуют цель превратить союз в основу широкого движения, объединяющего левый фланг финского общества. На практической политике Союза левых сил по-прежнему сказывается начавшееся в девяностых годах XX века разделение коммунистов на два крыла. Одно крыло придерживается более умеренных, другое – более категоричных взглядов. Из нынешних 20 членов парламентской фракции 12 относятся к более умеренным и 8 – к сторонникам более категоричных взглядов. Вторым труднее одобрить сотрудничество в правительстве с правыми. На выборах 1999 года представителей ЛСФ составило 10, 9% (20 членов). Председатель – Суви-Анне Сиимес - самый известный политик Союза левых сил.
Шведская народная партия (ШНП) (SFP) создана в 1906 году, насчитывает около 50 тыс. членов. Принадлежит к политическому центру. На первый план выдвигает защиту интересов шведоязычного населения Финляндии. Доля ее сторонников довольно точно совпадает с долей шведского населения Финляндии. Шведский – родной язык около 6% жителей Финляндии. В парламенте, состоящем из 200 депутатов, 12 представители шведской народной партии. Шведоязычное население живет в основном на побережье страны. Среди сторонников партии много сельского населения, жителей шхер. Благодаря гибкой политике, шведская народная партия активно участвует в работе правительства. Все уже привыкли к тому, что из года в год, независимо от состава правительства, в нем всегда представлена шведская народная партия. Входит в Либеральный интернационал. На выборах 1999 года представителей ШНП - 5.1% (11 чл.). Председатель – Ян-Эрик Энестам.
Христианский союз (ХС) (SKL), основан в 1958 году. Насчитывает около 18 тыс. членов. Как политическая сила выступает с 1970 года его платформа – защита христианских ценностей, сохранение самобытности финской культуры. В последнее время становиться все более универсальным. Партия близка к политическому центру, она придерживается консервативных взглядов, однако в то же время много внимания уделяет социальным вопросам. Христианский союз имеет 10 (4, 2%) депутатов в парламенте. На выборах Председатель – Беярне Каллис.
Союз «зеленых» Финляндии (GU) возник в конце 70-х годов как широкое общественное движение за охрану окружающей среды, начал оформляться в политическую партию в начале 80-х годов. Идейно-политическое и организационное оформление завершилось в 1990 году. В идеологическом плане «зеленые», популярность которых растет, не причисляют себя ни к буржуазному, ни к левому флангу. Правда союзу «зеленых» не удалось приобрести такую широкую поддержку как соответствующим партиям в Германии и некоторых других странах Центральной Европы. В Финляндии зеленых поддерживают в основном образованная городская молодежь. Партия зеленых на парламентских выборах в 1999 году увеличила число депутатов до 12 (7, 2%). Успех объясняется удачным участием в политике председателя партии, женщина из Тампере, дипломированный инженер Сату Хасси.