|
|
|
|
|
|
|
|
Я-концепция: в согласии с собой |
|
|
Я-концепция: в согласии с собой
Николай Николаевич Bacильeв,
доцент кафедры практической психологии Вологодского государственного
педагогического университета, директор учебно-консультационного центра
"Развитие", практикующий психолог-консультант.
Я-концепция
— это одна из мощнейших систем убеждений, установок и представлений человека о
себе и ситуации вокруг него. Поэтому человек, обладающий сложившейся
Я-концепцией, строит свое поведение таким образом, чтобы оно не противоречило
его представлениям о себе. «Умный» стремится вести себя так, как полагается
умному; «богатый» — в соответствии с известными ему стандартами поведения
«богатого». Я-концепция может играть роль фильтра, организующего восприятие и
оценку опыта. Как формируется Я-концепция и как ее можно усовершенствовать?
Я-концепция
— это одна из мощнейших систем убеждений, установок и представлений человека о
себе и ситуации вокруг него. |
|
Анализ психологических причин конфликтов в организациях и методы их профилактики |
|
|
Анализ психологических причин конфликтов в организациях и методы их
профилактики
Владимир
Георгиевич Зaзыкин, доктор психологических наук, профессор, действительный член
Международной академии акмеологических наук, профессор Российской академии
государственной службы при Президенте РФ.
Значительная
часть причин возникновения конфликтов в организациях касается взаимодействий
между людьми. Обобщающей характеристикой таких причин является личностное
реагирование на существующие противоречия в организации. Психологический анализ
таких конфликтов свидетельствует, что многие из них возникают вследствие
довольно типичных ошибок. Рассмотрим основные психологические противоречия в
организации, которые приводят к межличностным, межгрупповым и иным конфликтам в
ней.
Причин
возникновения конфликтов в организациях много. Немало из них носят
действительно объективный характер и связаны с макроэкономическими, правовыми и
организационными явлениями. |
|
Воспитание как сфера общества |
|
|
Воспитание как сфера общества
Меньшиков В. М.
Воспитание
– это сложнейшее социальное пространство, в которое включен невероятно сложным
числом отношений каждый человек. И с каждым годом это пространство расширяется
и усложняется. Так, современное образование – это социальный организм, который
включает в себя в той или иной форме едва ли не каждого человека, – во всяком
случае, вопрос непрерывного образования стоит перед многими людьми, проблема
профессионального самосовершенствования – это проблема, реально стоящая перед
большинством людей современного общества.
Поэтому
необходимо выработать целостное понимание колоссальной системы, коей является
современное воспитание, где практически нет однозначных, линейных процессов,
где работают многослойные, многофакторные процессы, где реальное движение
происходит в результате функционирования множества и совокупности сложнейших
духовных, интеллектуальных и материальных факторов. |
|
Психологические аспекты профилактики неуспешности |
|
|
Психологические аспекты профилактики неуспешности
Мещерякова И.А. — доцент
кафедры «Педагогическая психология»
Состояние
неблагополучия в современной российской школе констатируется представителями
всех профессиональных групп, имеющих прямое отношение к развитию, образованию и
воспитанию подрастающего поколения — и самими педагогами, и медиками, и психологами.
Может
быть, я сгущаю краски? Вряд ли. Напомню только один из множества страшных
фактов: различными проверками установлено, что от 30 до 60% учащихся средней
школы фактически не умеют читать (т.е. знают буквы и могут «прочитывать» слова,
но не владеют смысловым чтением), что по международной терминологии
квалифицируется как функциональная неграмотность. При этом необходимо иметь в виду,
что эта функциональная неграмотность весьма в слабой степени отражена в школьных
оценках и прочей статистике — не принято сейчас ставить годовые «двойки» и оставлять
на второй год. |
|
Некоторые психолого-педагогические особенности создания и использования компьютерных обучающих программ в вузе |
|
|
Некоторые психолого-педагогические особенности создания и использования
компьютерных обучающих программ в вузе
Айсмонтас Бронюс Броневич —
кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Педагогическая психология».
В
настоящем постиндустриальном обществе роль информационных технологий (ИТ) чрезвычайно
важна, они занимают сегодня центральное место в процессе интеллектуализации
общества, развития его системы образования и культуры. Их широкое использование
в самых различных сферах деятельности человека диктует целесообразность
наискорейшего ознакомления с ними, начиная с ранних этапов обучения и познания.
Система образования и наука являются одним из объектов процесса информатизации
общества. Информатизация образования в силу специфики самого процесса передачи
знания требует тщательной отработки используемых ТИ (технологий информатизации)
и возможности их широкого тиражирования. |
|
Самосохранительное поведение и его гендерные особенности |
|
|
Самосохранительное поведение и его гендерные особенности
В
статье на основе эмпирических данных анализируются особенности поведения мужчин
и женщин в отношении своего здоровья. |
|
Педагогичекие взгляды Блонского Павла Петровича |
|
|
Педагогические взгляды Блонского Павла Петровича
Введение.
Павел
Петрович Блонский - выдающийся советский ученый, педагог и психолог, написавший
более 200 работ по различным проблемам философии, педагогики и психологии.
Большая часть из них посвящена проблемам детской и педагогической психологии;
многие работы в этой области издавались под рубрикой педагогической литературы.
П.П.
Блонский оказал заметное влияние на становление отечественной педагогической
науки, особенно в первое десятилетие советской власти. Его монография
"Трудовая школа" (1919г.) рассматривалась как теоретический ориентир
в создании новой школы.
Блонский
рассматривал психологию как науку о поведении живых существ («Очерк научной
психологии», 1921). Ему принадлежит ряд исследований по педологии («Педология»,
1934, 1936) и возрастной психологии («Очерки детской сексуальности», 1935). |
|
Достоинство личности как качество гражданского общества |
|
|
Достоинство личности как качество гражданского общества
Семыкина Е. Н.
Две
вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем
чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, - звездное небо надо мной и
моральный закон во мне.
И.
Кант
Суть
всякой нравственной ценности поступков состоит в том, что моральный закон
непосредственно определяет волю…
И.
Кант
Личность
(как философское понятие) - это объединенная единством самосознания,
совокупность наиболее устойчивых воспоминаний, стремлений и чувствований
(личность психическая), приуроченных к известному телу (личность телесная) и
имеющих определенное отношение к другим личностям (личность социальная). Такое
понятие личности мы находим в энциклопедическом словаре последней четверти XIX века.
С
начала прошлого века понятие «личность» не менялось, и весь XX век толковалось
практически одинаково. Оно рассматривается только в связи с социальными
явлениями. |
|
Интеграционные технологии в моделировании школьных предметов |
|
|
Семыкина Е. Н.
"Хороших
методов существует ровно столько,
сколько существует хороших
учителей".
Д.
Пойа
Интеграционные
процессы стали жизненно необходимы для нашего общества, глубоко
дифференцированного и специализированного. Интегративный подход получает все
большее распространение в гуманитарной науке и крайне актуальным представляется
его включение в процесс школьного образования. Современный этап в развитии
педагогической мысли - это время интеграции (если вспомнить латинскую основу integer-
целый), время объединения разработок по педагогике и психологии, объединения
подходов научных и подходов творческих, достаточно искусственно разделенных на
предыдущих этапах.
Целью
педагогики является развитие гармоничной личности, с четкой гражданской и
нравственной позицией, хорошо адаптированной в современной жизни,
многообразной, сложной, наполненной порой неоднозначными и противоречивыми
фактами и событиями. |
|
Реалии и перспективы «элитарной школы» |
|
|
Реалии и перспективы «элитарной школы»
Пряжников Н.С., докт.пед.н.,
профессор кафедры «Педагогическая психология»
В
глубине души каждый педагог и руководитель образовательного учреждения мечтает
работать в «лучшей» школе. Но лучшее — это и есть «элитарное». Поэтому проблема
элитарного образования является вполне реальной и актуальной. Тем более, что
даже в Законе Российской Федерации об образовании (1992) в статье 13 говорится
о том, что «органы государственной власти и управления могут создавать
образовательные учреждения элитарного типа для детей, подростков, молодых
людей, проявивших выдающиеся способности». Правда, при этом оговаривается, что
«сверхнормативное финансирование таких образовательных учреждений
осуществляется из бюджета учредителя», а «критерии отбора обучающихся в указанные
образовательные учреждения определяются учредителями и доводятся до сведения
общественности». |
|
Проблема информационного насилия в школе |
|
|
Проблема информационного насилия в школе
Пряжников Н.С., докт.пед.н.,
профессор кафедры «Педагогическая психология»
Настоящее
время по праву называют информационной эпохой. По сравнению с предшествующими
временами информации появилось слишком много. В немалой степени этому
способствует развитие новых технологий, прежде всего — компьютерных (их и называют
информационными технологиями). Многие по-прежнему считают, что недостаток
информации является признаком несвободы, но переизбыток информации также
становится условием дезориентации личности, поскольку нормальный человек не в
состоянии этот огромный поток информации переработать и, опираясь на эту
информацию, как-то решать свои жизненные проблемы.
Все
это порождает множество проблем. Например, проблему манипуляции общественным
сознанием, что можно наблюдать на различных референдумах и о чем уже открыто
говорят так называемые «политтехнологи» и «телекомментаторы». |
|
Позитивные функции конфликтов |
|
|
Позитивные функции конфликтов
Наталия Владимировна
Гpишинa, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургского
государственного университета.
Современное
позитивное понимание конфликтов в социальных науках легко принимается, когда
речь идет о теоретических рассуждениях социологов. Однако психолог имеет дело с
живыми людьми и видит перед собой человека, тяжело переживающего жизненные
сложности, что эмоционально бывает трудно совместить с рассуждениями о пользе
конфликтов. Однако и для современной психологии характерно признание
двойственной природы конфликта, в том числе и его позитивной роли.
Современное
понимание конфликтов в социальных науках исходит из представления о позитивных
функциях конфликта.
Это
легко принимается, когда речь идет о теоретических рассуждениях социологов о
процессах, происходящих в социальных системах. |
|
Основные пути поддержания целеустремленности и настойчивости |
|
|
Основные пути поддержания целеустремленности и настойчивости
Евгений Павлович Ильин,
доктор психологических наук, профессор Российского государственного
педагогического университета им. А.И.Герцена, заслуженный деятель науки РФ.
Целеустремленность
поддерживается достижением поэтапных целей. Часто возникает конфликт между
долгосрочной доминантой, отражающей целеустремленность, и ситуативными
интересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. В связи с этим
необходимо знать основные пути поддержания целеустремленности.
Воля
— это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических
феноменов. Это и сознательное управление своими действиями, и волевое усилие, и
специфические его проявления (волевые качества). Поэтому развивать надо не
абстрактную волю, а конкретные компоненты воли и конкретные проявления силы
воли (волевые качества), причем специфичными для них методами. |
|
Анатомия наблюдательности |
|
|
Анатомия наблюдательности
Людмила Александровна Peгуш,
доктор психологических наук, профессор кафедры психологии ЛГПИ им. А. И.
Герцена.
Благодаря
наблюдательности человек различает признаки и объекты, имеющие незначительные
отличия, замечает различия в сходном, может сократить до минимума время
восприятия признака, объекта, процесса. Профессиональные знания, а также
мыслительные процессы, обеспечивающие оперирование ими, позволяют осознавать и
понимать наблюдаемые явления. Понимание наблюдаемого есть определенный вид
мыслительных задач, в которых решается вопрос: что это значит или к чему это
относится?
Наблюдательность
— это психическое свойство сенсорной организации, базирующееся на ощущении и
восприятии. Оно является профессионально важным для большой группы профессий. |
|
Ловушки, подстерегающие нас при принятии решений |
|
|
Ловушки, подстерегающие нас при принятии решений
Дайана Халперн (Diane F.
Halpern), профессор психологии Калифорнийского государственного университета в
Сан-Бернардино; специалист в области психологии познания.
Мы
выбираем альтернативные варианты, которые кажутся нам «лучшими», но наше
определение того, что является «лучшим», далеко не всегда подчинено разумным
критериям. Мы все должны научиться находить и исследовать данные, которые не
соответствуют нашим представлениям и идеям. Люди, которые вынуждены учитывать
опровергающие свидетельства, принимают лучшие решения. Рассмотрим наиболее
распространенные ошибки, совершаемые при принятии решений.
Ловушка
— это опасность или трудность, которой нелегко избежать. Давайте рассмотрим
наиболее распространенные ошибки, совершаемые при принятии решений.
1.
Тенденция к подтверждению. Тенденция подбирать ту информацию, которая соответствует
нашим представлениям, называется тенденцией к подтверждению, или предвзятостью. |
|
Возможности сюжетно-ролевой игры в диагностике детско-родительских отношений |
|
|
Возможности сюжетно-ролевой игры в диагностике детско-родительских
отношений
Шведовская А.А.
Разработка
надежных средств диагностики переживания ребенком детско-родительских отношений
является актуальной проблемой современной психологии семьи. Одним из используемых
диагностических средств в этой области служит диагностика в игровой форме. Различные
виды режиссерских, драматизирующих игр, тесты с игрушками, построенные на использовании
марионеток, кукол и небольших игровых предметов, достаточно распространены в проективном
тестировании (А. Фрейд, Г.Л. Лэндред, С. Миллер, В. Оклендер, А.С. Спиваковская
и др.).
Однако,
несмотря на широту применения, недостаточно разработаны научно обоснованные
критерии проведения игровых диагностических процедур.
Цель
нашего исследования состояла в анализе диапазона диагностических возможностей
сюжетно-ролевой игры для определения особенностей переживания
детско-родительских отношений старшими дошкольниками. |
|
Диагностика трудностей графической деятельности у детей дошкольного возраста |
|
|
Диагностика трудностей графической деятельности у детей дошкольного
возраста
Марынкина М.Н.
Современная
жизнь предъявляет высокие требования не только к взрослым людям, но и к маленьким
детям. Для того чтобы ребенок был успешен в обучении, ему еще до школы
необходимо многому научится. Один из видов работы с детьми дошкольного возраста
— рисование, помогающее подготовиться к письму, черчению. Письменная
деятельность берет свое начало в детских рисунках — в графической деятельности.
И, несмотря на то, что занятия проводятся регулярно, большое количество
школьников (и не только первоклассников) испытывают трудности при письме. По данным
зарубежных и отечественных психологических исследований, около 80- трудностей в
обучении связано с нарушением графической деятельности.
Графическая
деятельность — исполнительный компонент художественной деятельности [Комарова Т.С.]. |
|
Музейные здания. История и эволюция строительства |
|
|
Музейные здания. История и эволюция строительства
Реферат
Введение.
Музеи
– (греч. muséion — место, посвященное музам, храм муз, от músa —
муза) – научные, научно-просветительные учреждения, осуществляющие
комплектование, хранение, изучение и популяризацию памятников естественной
истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии
природы и человеческого общества. Музеи сосредоточивают в своих фондах главным
образом предметы вещественные и изобразительные, в том числе произведения
искусства, вместе с тем в них хранятся и письменные источники (рукописные
материалы, печатные документы, книги, от инкунабул до изданий последнего
времени, представляющие историческую ценность).
История
возникновения музеев как своеобразных общественных институтов, удовлетворяющих
потребности политического, научного, культурного, экономического характера, уходит
в глубокую древность. |
|
Клиент всегда прав (эмоциональная устойчивость туристского менеджера) |
|
|
Клиент всегда прав (эмоциональная устойчивость туристского менеджера)
Введение
Клиент
всегда прав. Актуален ли этот вопрос для меня? А в современной туристской
индустрии? Несомненно. В-первую очередь для туриндустрии конечно, а для меня
уже вследствие этого, т.к. я являюсь студенткой СКСиТ.
Современная
туриндустрия является одной из самых быстроразвивающихся и молодых отраслей. Но
выражение клиент всегда прав нельзя назвать молодым, оно применяется во всех
отраслях, связанных с предоставлением услуг. Все фирмы, работающие с людьми,
сталкиваются с этой проблемой. Со многими капризами клиентов приходится мириться
из-за дальнейшей выгоды.
Клиент
всегда прав. Так ли это? Это утверждение вызывает много споров. Многие говорят,
что если для Вас клиент всегда прав, то Вы не компетентны. Но ведь туристский
бизнес – это сфера услуг, и клиенты – его «хлеб». Все, уважающие себя агентства
держаться за своих клиентов, стараясь угодить им любыми способами, т.к. |
|
Память. Виды памяти и их особенности |
|
|
Память. Виды памяти и их особенности
Память
Память
- это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если
порой не возобновлять их резцом. - Д. Локк
Память
подобна населенному нечистой силой дому, в стенах которого постоянно раздается
эхо от невидимых шагов. В разбитых окнах мелькают тени умерших, а рядом с ними
- печальные призраки нашего былого "я". - Д.К. Джером
Память
— совокупность видов деятельности, включающих в себя как
биолого-физиологические, так и психические процессы, осуществление которых в
данный момент обусловлено тем, что некоторые предшествующие события, близкие
или отдалённые по времени, существенным образом модифицировали состояние
организма. (Ц. Флорес).
Память
означает использование и участие предыдущего опыта в настоящем поведении. С
этой точки зрения память и в момент закрепления, и в момент её воспроизведения
представляет собой деятельность в полном смысле этого слова. |
|
<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Москва, здание Юкос. 12:00. Тишина.
Ровно в 12:05 к зданию с мигалками и ревущими сиренами быстро подъезжают 20 милицейских автобусов с вооруженными людьми в масках. Выбежавшие омоновцы быстро выстраиваются в два кольца оцепления вокруг офиса, одновременно снимают автоматы с предохранителя. Капитан в бронежилете гулко кашляет в громкоговоритель, и омоновцы одновременно два раза выстреливают в воздух, три раза хлопают в ладоши, минуту водят хоровод вокруг Юкоса, быстро рассаживаются по автобусам и так же скоро уезжают. Тишина. Из окон Юкоса выглядывают седые люди... |
|
показать все
|
|