Национальные интересы России
1. Национальные интересы
Под
национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее
многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника
власти в Российской Федерации. Национальные интересы России - это совокупность
сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической,
социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической
и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические
и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы
обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции,
в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской
Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.
Интересы
личности состоят в реализации конституционных прав и свобод, в обеспечении
личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном
и интеллектуальном развитии человека и гражданина.
Интересы
общества состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального
государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном
обновлении России. Интересы государства состоят в незыблемости конституционного
строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической, экономической
и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании
правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного
сотрудничества.
Реализация
национальных интересов России возможна только на основе устойчивого развития
экономики. Поэтому национальные интересы России в этой сфере являются
ключевыми.
Национальные
интересы России в социальной сфере заключаются в обеспечении высокого уровня
жизни народа.
Национальные
интересы в духовной сфере состоят в сохранении и укреплении нравственных
ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного
потенциала страны.
Национальные
интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении
позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров
многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со
всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками
Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в
повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при
этом двойных стандартов.
Национальные
интересы России в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных
прав и свобод граждан в области получения информации и пользования ею, в
развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных
информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
Национальные
интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета,
государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной
агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического
развития государства.
Национальные
интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых,
организационных и других условий для обеспечения надежной охраны
государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных
законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической
и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации.
Национальные
интересы России в экологической сфере заключаются в сохранении и оздоровлении
окружающей среды.
Важнейшими
составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества
и государства от терроризма, в том числе международного, а также от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в
военное время - от опасностей, возникающих при ведении военных действий или
вследствие этих действий. Состояние отечественной экономики,
несовершенство
системы организации государственной власти и гражданского общества,
социально-политическая
поляризация российского общества и криминализация общественных отношений,
рост
организованной преступности и увеличение масштабов терроризма,
обострение
межнациональных и осложнение международных отношений
-
все эти факторы создают в совокупности широкий спектр внутренних и внешних
угроз национальной безопасности страны.
В
сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего
существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением
инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией
аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом
государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках
топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия
и предметов потребления, включая предметы первой необходимости. Ослабление научно-технического
и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически
важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и
интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире,
деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической
зависимости и подрывом обороноспособности России.
Негативные
процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов
Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению
единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических
и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.
Обеспечение
государственной и национальной безопасности Российской Федерации
Обеспечение
государственной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных,
военных и правовых мероприятий по защите существующего государственного и
общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости
государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб
враждебных государств, а также от противников существующего строя внутри
страны. Укрепление российской государственности, совершенствование федеративных
отношений и местного самоуправления должны способствовать обеспечению
национальной безопасности Российской Федерации. Необходим комплексный подход к
решению правовых, экономических, социальных и этнополитических проблем при
сбалансированном соблюдении интересов Российской Федерации и ее субъектов.
Осуществление конституционного принципа народовластия требует обеспечения
согласованного функционирования и взаимодействия всех органов государственной
власти, жесткой вертикали исполнительной власти и единства судебной системы
России. Это обеспечивается конституционным принципом разделения властей, установлением
более четкого функционального распределения полномочий между государственными
институтами, укреплением федеративного устройства России путем совершенствования
ее отношений с субъектами Российской Федерации в рамках их конституционного
статуса.
Основными
направлениями защиты конституционного строя в России являются:
обеспечение
приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе
законодательства субъектов Российской Федерации;
разработка
организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение
единства правового пространства и национальных интересов России;
выработка
и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс
федеральных и региональных интересов;
совершенствование
механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных
объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и
пресечение их деятельности.
Обеспечение
национальной безопасности Российской Федерации включает в себя также защиту
культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм
общественной жизни, сохранение культурного достояния всех народов России, формирование
государственной политики в области духовного и нравственного воспитания
населения, введение запрета на использование эфирного времени в электронных
средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие, эксплуатирующих
низменные проявления, а также включает в себя противодействие негативному
влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров.
Обеспечение
военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением
деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение
возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть в XXI
веке, при рациональных затратах на национальную оборону.
В
предотвращении войн и вооруженных конфликтов Российская Федерация отдает
предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным
средствам. Однако национальные интересы Российской Федерации требуют наличия
достаточной для ее обороны военной мощи. Вооруженные Силы Российской Федерации
играют главную роль в обеспечении военной безопасности Российской Федерации.
Важнейшей
задачей Российской Федерации является осуществление сдерживания в интересах
предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного
оружия, против России и ее союзников.
Российская
Федерация должна обладать ядерными силами, способными гарантированно обеспечить
нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коалиции государств
в любых условиях обстановки.
Вооруженные
Силы Российской Федерации боевым составом мирного времени должны быть способны
обеспечить надежную защиту страны от воздушного нападения и решение совместно с
другими войсками, воинскими формированиями и органами задач по отражению
агрессии в локальной войне (вооруженном конфликте), а также стратегическое
развертывание для решения задач в крупномасштабной войне. Вооруженные Силы
Российской Федерации должны обеспечивать осуществление Российской Федерацией
миротворческой деятельности.
Одним
из важнейших стратегических направлений в области обеспечения военной
безопасности Российской Федерации является эффективное взаимодействие и
сотрудничество с государствами - участниками Содружества Независимых
Государств.
Интересы
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации предопределяют при
соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в
некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и
международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных
воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно
обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать
формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать
возможность Российской Федерации реагировать на кризисную ситуацию в ее
начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей
государства. Российская Федерация рассматривает возможность применения военной
силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих
принципов:
применение
всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в
случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры
разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
применение
военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией
Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы
жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы
насильственного изменения конституционного строя.
Важная
роль в обеспечении национальных интересов России принадлежит оборонному
промышленному комплексу. Реструктуризация и конверсия оборонного промышленного
комплекса должна осуществляться без ущерба для развития новых технологий и
научно-технических возможностей, модернизации вооружений, военной и специальной
техники и укрепления позиций российских производителей на мировом рынке
вооружений.
3.
Система обеспечения государственной и национальной безопасности Система
обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и
развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями
и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в
этой области.
Основу
системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют
органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие
меры политического, правового, организационного, экономического, военного и
иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и
государства.
Полномочия
органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их
состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими
законодательными актами Российской Федерации.
В
формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности
Российской Федерации принимают участие:
Президент
Российской Федерации - руководит в пределах своих конституционных полномочий
органами и силами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии
с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет
подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает
с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности,
в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения
Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет
направления текущей внутренней и внешней политики страны;
Федеральное
Собрание Российской Федерации - на основе Конституции Российской Федерации по
представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной
безопасности Российской Федерации;
Правительство
Российской Федерации - в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных
в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию
приоритетов в области обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а
также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в
установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных
целевых программ в этой области;
Совет
Безопасности Российской Федерации - проводит работу по упреждающему выявлению и
оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит
для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает
предложения в области обеспечения национальной безопасности Российской
Федерации, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции
национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и
органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию
федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации решений в этой области;
федеральные
органы исполнительной власти - обеспечивают исполнение законодательства
Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации;
в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой
области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству
Российской Федерации;
органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации - взаимодействуют с
федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения
законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности
Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых
Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в области
военной безопасности Российской Федерации; совместно с органами местного
самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных
объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной
безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в
федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию
системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Российская
Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную
безопасность. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся
структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие
политических партий и общественных объединений в реализации Концепции
национальной безопасности Российской Федерации - залог динамичного развития
России в XXI веке. Концепция национальной безопасности Российской Федерации
(далее именуется - Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской
Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних
угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие
направления государственной политики Российской Федерации.
4.
Угрозы государственной и национальной безопасности Российской Федерации
Масштабы
терроризма и организованной преступности возрастают вследствие зачастую
сопровождающегося конфликтами изменения форм собственности, обострения борьбы
за власть на основе групповых и этнонационалистических интересов. Отсутствие
эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная
правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по
предупреждению терроризма и организованной преступности, правовой нигилизм, отток
из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают
степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.
Угрозу
национальной безопасности России в социальной сфере создают глубокое расслоение
общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение
удельного веса населения, живущего за чертой бедности, рост безработицы.
Угрозой
физическому здоровью нации являются кризис систем здравоохранения и социальной
защиты населения, рост потребления алкоголя и наркотических веществ.
Усиливаются
угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере.
Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в
мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего
информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных
войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные
сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных
и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение
несанкционированного доступа к ним.
Возрастают
уровень и масштабы угроз в военной сфере.
Активизируется
деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и
используемых ими организаций.
Усилению
негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс
реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса
Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и
несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется
в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом
снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и
специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к
ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.
Угрозы
национальной безопасности и интересам Российской Федерации в пограничной сфере
обусловлены:
экономической,
демографической и культурно-религиозной экспансией сопредельных государств на
российскую территорию;
активизацией
деятельности трансграничной организованной преступности, а также зарубежных
террористических организаций.
Угроза
ухудшения экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов
находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества
осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно
велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей
промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной
деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих
технологий, низкой экологической культуры. Имеет место тенденция к
использованию территории России в качестве места переработки и захоронения
опасных для окружающей среды материалов и веществ.
Основными
задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
являются:
своевременное
прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной
безопасности Российской Федерации;
реализация
оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и
внешних угроз;
обеспечение
суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности
ее пограничного пространства;
подъем
экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного
экономического курса;
преодоление
научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от
внешних источников;
обеспечение
на территории России личной безопасности человека и гражданина, его
конституционных прав и свобод;
совершенствование
системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного
самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование
гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение
социально-политической стабильности общества;
обеспечение
неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми
гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими
партиями, общественными и религиозными организациями;
обеспечение
равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими
государствами мира;
подъем
и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
укрепление
режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
принятие
эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и
подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской
Федерации;
коренное
улучшение экологической ситуации в стране.
Заключение
Государственная
и национальная безопасность - это многогранное явление, имеющее неоднозначное толкование
в силу заимствования его наименования из западного лексикона, которое должно
рассматриваться: во-первых, как часть общего явления безопасности, являющегося
неотъемлемым условием существования личности, общества и государства и
позволяющего сохранять накопленные ценности; во-вторых, в рамках всей
совокупности входящих в многонациональное государство - Российскую Федерацию - наций
и национальных групп. При обеспечении национальной безопасности необходимо
рассматривать сложную многоуровневую функциональную систему национальной
безопасности, состоящую из совокупности взаимосвязанных развивающихся систем
(элементов): национальные интересы; угрозы национальным интересам; система
обеспечения национальной безопасности (СОНБ).
В
современной российской правовой системе национальной безопасности, во-первых, отсутствуют
законодательные определения научных понятий «национальная безопасность», «угрозы
национальной безопасности», а во-вторых, не отражены реальные и действенные
правовые механизмы адекватного противодействия новым угрозам безопасности
России. Многие положения Закона РФ «О безопасности» носят декларативный
характер, так как отсутствует базовая научно обоснованная Концепция
национальной безопасности Российской Федерации.
В
целях совершенствования законодательства в области обеспечения национальной
безопасности необходимо сформировать гибкую правовую систему, адекватно
реагирующую на происходящие экономические и социально-политические изменения, обеспечивающую
необходимый уровень национальной безопасности. |