Мыслить самому

Ефанова В.Н.

Самостоятельность: зло или благо?

Ответьте себе честно, какую эмоциональную реакцию у вас вызвала бы констатация сторонним наблюдателем «несамостоятельности» вашего мышления? Гнев, досаду, смех, разочарование, печаль? Поверили бы вы такому умозаключению?

Что лично для вас значит «мыслить самостоятельно»? Нужны ли для такого мышления определенные навыки, опыт, или оно априори дано любому человеку, осознающему свою уникальность и исключительность?

Требование «стать самостоятельным» предъявлялось каждому из нас с самого нашего детства. «Убери свои вещи сам», «реши эту задачу самостоятельно», «надо самому было думать». Вспомните, как выводили шариковой ручкой в тетради слова «самостоятельная работа». Со своей стороны и ребенок стремится к самостоятельности: вспомните, с каким упорством и настойчивостью кроха натягивает упирающиеся колготки, категорически отвергая предложения помощи словами: «Я сам!».

В эпоху, когда каждый человек, приучаемый к тому обществом и рекламой, сосредотачивает все свое внимание исключительно на себе («пусть весь мир подождет», «я этого достойна», «все в восторге от тебя», «почувствуй себя богиней», «управляй мечтой»), и на узком круге самых близких людей, кажется бесспорным, что самостоятельное мышление – одно из тех ключевых умений, которое необходимо вашему ребенку, чтобы «пробиться», не утонуть в житейском море и найти свое место в мире жесткой конкуренции.

Слишком свежи раны, нанесенные общественному сознанию идеологическими режимами XX века и всевозможными гуру и духовными лидерами, отточившими навыки контроля над сознанием своих учеников на базе последних достижений психологии и спецслужб.

Отягощенные таким багажом, мы приходим к выводу, что ребенка надо учить «самостоятельно мыслить» и со всей решительностью неофитов бросаемся в эту новую для нас сферу. Но, не разобравшись в истоках вопросам, насколько мы сами готовы к последствиям наших действий?

Зачастую мы принимаем некоторые идеи и словесные формулировки на веру чисто эмоционально, не пытаясь оспорить их или хотя бы докопаться до их сути. Нам нравится само звучание таких фраз, полный смысл которых ускользает от сознания до тех пор, пока мы не попытаемся рассмотреть их и критически и внимательно взвесить все их слабые и сильные стороны.

Именно так поступал со своими собеседниками неутомимый Сократ, заставлявший их доходить до логического конца своих размышлений, к той черте, где мысль уже не может опираться на чужие слова и мнения, а должна продемонстрировать свою жизнеспособность перед лицом предельных вопросов.

Пройдя схожим путем, мы увидим, что к формуле «самостоятельно мышление» таких вопросов можно предъявить очень много. Первый из них – является ли такое мышление злом или благом.

Многие рассмеются, услышав такое. Как же так?! Разве может быть злом самостоятельность? Ведь мы только что решили, что самостоятельное мышление – безусловное благо, именно его мы и желаем своим детям, поскольку считаем это пресловутое «самостоятельное мышление» абсолютной добродетелью и общечеловеческой ценностью.

Уже здесь можно остановиться и уточнить у любящих родителей, готовы ли они принять полную самостоятельность мышления своего чада, или же ждут, что он «абсолютно самостоятельно» примет именно их точку зрения на мир и свое место в нём?

То, что самостоятельное мышление является ценностью далеко не для всех типов общественного устройства, никто уже отрицать не будет. Отрешившись от тяжкого наследия прошлых десятилетий, российское общество отказалось от власти любых идей кроме идеи личного материального благосостояния, и, в итоге, пришло к тому, что нехватка общей идеи – объединяющего нацию начала – стало чувствоваться на всех уровнях.

Обратившись к истории, мы с удивлением обнаружим, что борьбу с самостоятельным мышлением, которое нам, людям начала XXI века, кажется таким важным и нужным, вели не только в тоталитарных государствах Европы, но и в другие века, и в других странах. Коли так, то абсолютной общечеловеческой ценностью оно может быть названо с большой натяжкой.

Всякая идея имеет определенную прописку во времени и пространстве, и скоро мы отыщем точный адрес той, что занимает сейчас наши мысли, но сначала попытаемся разобраться сами в том, что мы вкладываем в понятие «самостоятельное мышление». Для этого разделим саму эту фразу на два ее смысловых центра и внимательно изучим каждый из них.

Самостоятельность

Говоря о самостоятельном мышлении, мы отталкиваемся от самости – самостоятельности. Уже в самом понятии «самостоятельность» – два корня. Само-стояние, т.е. крепкое стояние на своих ногах. Человек, мыслящий самостоятельно, во-первых, понимает себя, свою самость, в которой имеет свое основание, во-вторых, дееспособен, т.е. способен на стояние на своем, на отстаивание своей позиции.

«Познай самого себя» - надпись на фронтоне храма в Дельфах стала ключевой для классической греческой, а затем и для всей европейской философии. У того, кто не познал себя, свою самость, самостоятельного мышления быть не может. Как можно мыслить самому, не зная, что ты такое?

Именно в определении того, кто и что мы такое, мы чаще всего и терпим неудачу. Один, к примеру, начинает перечислять, что он – добрый семьянин, хороший работник, выдающийся ученый, неплохой товарищ, умелый водитель и удачливый рыбак. Такой человек, по словам Сократа, вместо одной вещи, о которой его спрашивают, вываливает целый ворох. Но это перечисление – не что иное, как набор ролей, которые нам приходится играть.

Так насколько же мы самостоятельны в своем мышлении? Каково основание, на котором мы стоим и строим свою мысль? Откуда начать путь к себе и что приведет нас к цели кроме самой мысли? Ведь связь между самостоятельностью и мышлением обоюдна. Мыслю всегда я сам, не кто-либо иной, и именно мышление позволяет мне обнаружить свое бытие. Такой ход мысли привел Декарта к формуле «cogito ergo sum», «мыслю – следовательно существую». Под «мыслью» в этой формуле Декарт понимает все, что делает человека рассудительным: все операции воли, разума, воображения и чувств.

Познание и осознание себя раскрывается в мышлении. Не задумавшись, не начав мыслить и осмысливать себя и свое место в мире, невозможно обрести себя. Обретя себя, невозможно не мыслить.

Мышление

Ключевым свойством человеческого мышления является то, что оно во всех смыслах зависит от времени. Во-первых, для развития и разворачивания мысли, как, например, и для развития музыкальной темы, необходима временная протяженность. Мышление – процесс длительный и длящийся во времени.

Время буквально необходимо для того, чтобы развить какую-либо мысль и идею, взрастить и выпестовать ее.

Кроме временных рамок, для мысли характерна связность и последовательность. Поэтому тот бесконечный внутренний диалог, который каждый из нас постоянно ведет внутри себя, не может быть по праву назван мышлением. То, что звучит в нашей голове – лишь обрывки мыслей, ментальный шум, бесконечные споры страхов и желаний.

Подлинное мышление требует дисциплины и тренировки. Не обладая подобными навыками, человек сдается на волю собственных неконтролируемых мыслей, которые то «водят его по кругу», то «загоняют в угол». Практически неодолимую силу этого внутреннего диалога испытывал каждый, кто впервые пытался молиться за богослужением в храме: физически находясь вместе с остальными, человек постоянно спохватывается, что мысль его постоянно ускользает от его внимания, обращаясь то к повседневным заботам, то к совершенно посторонним предметам.

В Древней Греции и Древнем Риме мышление считалось молчаливой речью, происходящей в душе. Умению вести этот диалог правильно, спрашивая себя самого и отвечая на свои же вопросы, и научала философия. Показательно, что сочинения Платона выстроены именно в форме диалогов.

Диалогом наедине с собой могут быть названы и «Размышления» самого просвещенного из римских императоров – Марка Аврелия, обращавшегося к философии, чтобы «исправлять и подлечивать свой нрав». Родившийся и правивший империей уже после Рождества Христова, император-стоик может стать для нас образцом и учителем мысли, но есть одна оговорка: он так и не признал христианство, поскольку оно нетерпимо и воинственно восставало против чужих верований.

Так, размышляя о ценности самостоятельного