Скрипки Восточной Европы

Рассмотрим вопрос об истоках скрипки со стороны славянских стран. Многие факты указывают на раннее развитие смычковых инструментов в Польше, России и Украине. Об этом свидетельствуют и иконографический материал и археологические раскопки. Так в Ополе и Гданьске были обнаружены струнно-смычковые инструменты, относящиеся еще к XI-XIII векам: двухструнный инструмент, похожий на пошетте (карманную скрипку), и пятиструнный, почти вдвое больший по размеру; они были сделаны из липы, дерева, используемого для изготовления посуды.

Здесь прослеживается связь древних инструментов с общей материальной культурой быта. Не только материал, но и сами формы ремесленных изделий имели много общего. Так, многие инструменты имели корпуса схожие с посудой и другой утварью крестьянского быта, а шейки были похожи на ручки черпаков, вальков, досок для резки. Даже головки этих музыкальных инструментов изготавливались наподобие тех же бытовых предметов, которые подвешивались при помощи специально вырезанного завитка.

К древним польским смычковым инструментам относятся трехструнные геньсле и мазанки, корпус которой выдалбливался из целого куска дерева (более поздний вариант этого инструмента мы анализируем ниже). Название "мазанка" (mazanka) произошло от древнего польского слова "мазаня" - что значит тянуть смычком по струнам. Древние мазанки имели грушевидный долбленный корпус небольших размеров, колковую коробку и гриф без ладов. Настраивались они по квинтам и имели строй выше современных скрипок. Впервые мазанки начали изготавливать с талией в начале XV века, что сближает их с русскими народными инструментами скоморохов, известные нам, в частности, по фреске церкви в Мелетове и раскопкам в Новгороде.

К другому типу древних славянских смычковых инструментов принадлежали трех- и четырехструнные геньсле (Польша) и "смык" (Россия). По размерам они были больше мазанки, с овальным корпусом, без ладов и также удерживались исполнителем на плече. Все эти малосхожие между собой инструменты имеют и общие черты - квинтовый строй и отсутствие ладов на грифе. Это свидетельствует о единстве интонационного начала в народном музыкальном творчестве трех славянских стран: Польши, Украины и России.

К концу XV века художественные достоинства славянской скрипки еще не вполне оформились, но ее интонационно-выразительные возможности и темброво-звуковые качества уже были достаточно близки к "правильной скрипке".

В это время в Польше был известен и популярен народный инструмент скрипица. У него было три или четыре струны, настроенных по квинтам. Подобное название появляется в России в начале XVI века (до этого предок скрипки здесь назывался скрипель). Л.Гинзбург предполагает, "что новое имя было дано уже не старому, а профессиональному инструменту, использующемуся в городском музицировании".

О том, что скрипица отличалась, например, от геньсле (в котором некоторые исследователи видели непосредственного предка скрипки), дает сведения сохранившаяся рукопись "Размышления о жизни Христа" (1500): "... у моего возлюбленного всегда полно музыки и веселья, орган и сладкое пение, скрипица и геньсле звучат разнообразными голосами и с ними мой возлюбленный скрипач" (цит.: Гинзбург Л.С. Ценный труд польского ученого. Статья. Л.,1972).

Можно предположить, что именно скрипица и была предшественницей итальянской скрипке. Первые изображения инструмента, аналогично классической скрипке, мы находим в Польше. Так в Кракове - это надгробие Ф.Ягеллона (1510 г.), а в Гданьске - фронт одного из домов древнего центра города, построенного в 1505 году. Совершенно очевидно, что скрипка появилась в Польше намного раньше этих изображений. Можно сказать, что до появления профессионально изготовленных инструментов городскими мастерами, которые могли усовершенствовать их, скрипка довольно продолжительное время бытовала только в сельской местности и включалась в народное музицирование. Должно пройти достаточно долгое время, пока этот народный инструмент не попал в город и не стал объектом внимания профессиональных мастеров.

Стабильность сельского фольклора относительно изменчивости форм музицирования в городе подтверждается во многих странах. Не составляют здесь исключение и Польша с Украиной. Именно в этих странах до сих пор сохранилась такая форма музицирования, как "троiсти музики", которая уходит в глубь веков задолго до появления скрипки в Италии, и где скрипка играет ведущую роль.

Из многих польских народных смычковых инструментов в нашем анализе особую важность представляют Mazanka (сорт маленькой скрипки, рис. 6) и Zlobcoki (сорт долбленного фиделя, рис. 7). Корпус мазанки вместе с шейкой и колковой коробкой изготовлен из одного куска дерева. В верхней деке между эфами просверлено дополнительное отверстие, через которо