Музеи Подмосковья

Олеся Комарова

Можно сказать без преувеличения, что сам по себе Московский край - это один большой музей. На его территории находятся древние города, сохранившие постройки и облик давно ушедших времен, множество дворянских усадеб, огромное количество церквей и крупных монастырей. Богатая история столичного региона, отмеченная крупными событиями и выдающимися именами, создает благотворные условия для возникновения и развития многочисленных музеев. По количеству музеев Московская область уступает лишь только столице.

Музеи Подмосковья ежегодно посещают не менее миллиона человек. В фондах подмосковных музеев собраны значительные коллекции самых разных видов, начиная от археологических и этнографических и заканчивая живописными полотнами выдающихся художников России и Западной Европы. В общей сложности, в музеях Подмосковья находится более миллиона единиц хранения.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МУЗЕЕВ

Возникновение музеев на территории Московского края относится к концу 19 века. Одним из первых в 1894 году открылся Государственный дом-музей П.И. Чайковского в Клину. Инициатором создания дома-музея стал младший брат Петра Ильича - Модест и его друг Алексей Софонов. Спустя пять лет, благодаря С.Д. Шереметеву, в усадьбе Остафьево открылся музей А.С. Пушкина. Рубеж 19-20 столетий примечателен массовым интересом местной общественности к собственной истории. Результатом этого всплеска стала активная краеведческая деятельность представителей интеллигенции, земских учреждений. Среди них было и немало известных ученых, крупных историков. Так, благодаря усилиям профессора Московского университета Н.Ю. Зографа, в подмосковной Рузе был создан Музей народного быта. В 1911 году открылся музей в Егорьевске, в известном центре русского старообрядчества, а деньги на его устройство выделил купец первой гильдии М.Н. Бардыгин. Примерно тогда же земство Зарайска организовало Сельскохозяйственный музей. Значительную роль в создании и становлении краеведческого музея в подмосковном Дмитрове сыграл будущий историк, академик М.Н. Тихомиров. Огромный вклад в сохранение русской усадьбы внес талантливый краевед В.В. Загура.

ДВОРЯНСКИЕ ГНЕЗДА

В Подмосковье сохранилось много замечательных памятников дворянской усадебной культуры 18-19 веков. Усадебная культура многообразна. Она синтезирует разнородные культурные установки -просвещенческие идеалы помещика, крестьянские традиции, различные сферы культуры: архитектуру и садово-парковое искусство, литературу и музыку, театр и живопись. Все это составляло «поэзию усадебной культуры».

Кусково - самая любимая народом сохранившаяся дворянская усадьба Москвы. Музей-усадьба Кусково - один из самых интересных, самых посещаемых музеев. Посещение Кусково надо сделать обязательным для изучающих курс "Дизайн интерьера" и курс "Ландшафтный дизайн". По приезде в Париж Баженов отправляется к приятелю Валлен-Деламота архитектору Шарлю де Вайи - одному из сорока "бессмертных", т.е. членов Французской академии. В его мастерской Василию предстоит провести полтора года. Баженов сразу оценил масштаб архитектурного и педагогического таланта своего наставника. "Мой же учитель, -писал он позднее, - столь был там велик, что я еще до нево во многом доитить не мог и поныне... " Позднее Екатерина II приглашала де Вайи возглавить Санкт-Петербургскую ака