Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум
Выбрать писателя: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
 
книги
Рефераты >> Физкультура и спорт >> Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации

Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации

Скачать в архиве Скачать

Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.)

Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации,  доктор биологических наук, профессор, член-коррес пондент РАО В.К. Бальсевич

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Катастрофическое ухудшение качественных характеристик народонаселения Российской Федерации (низкая рождаемость, высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, наркотизма и алкоголизма, снижение общего уровня духовности и нравственности, устойчивая динамика ухудшения показателей физического развития, подготовленности, физической и интеллектуальной работоспособности) становится всё более значимым признаком нарастающего кризиса качества жизнедеятельности значительных масс населения как одного из важных факторов риска для национальной безопасности и надежности условий интеллектуального, нравственного, духовного развития населения, а также экономического прогресса, политической стабильности и роста международного авторитета Российской Федерации.

Самый большой ущерб процессам развития физического воспитания и спорта в СССР и России нанесло лидерство нашей страны в уровне развития систем физического воспитания и спорта, удерживаемое почти на всем протяжении второй половины прошлого века. Системы представлялись самодостаточными, и их "модернизация" носила поверхностный, косметический характер.

Теоретики и управленцы в образовательной сфере не ставили перед политическими и государственными структурами масштабных задач преобразования содержания и инфраструктуры физического воспитания. Нищенское оборудование и убогий инвентарь спортивных залов, отсутствие элементарных санитарно-гигиенических условий, примитивная программно-методическая база, уверенно снижающийся профессионализм и нищенская зарплата учителей физкультуры привели российскую систему физического воспитания к глубокому упадку.

Представители Минздрава CCCР активно сопротивлялись поискам валеологических направлений развития физического воспитания и спорта. В конце концов это привело к утрате интереса данного ведомства и его органов на местах к активному использованию оздоровительного потенциала физического воспитания и спорта для решения профилактических задач здравоохранения. Услугами диспансеризации были осчастливлены лишь учащиеся немногочисленных спортивных школ, в которых в самые лучшие советские времена занималось от 3 до 5 % детей дошкольного и школьного возраста.

Специалисты по подготовке резервов сборных команд сосредоточились на поиске спортивных талантов. В результате их огромное количество, не попавшее на глаза селекционерам, составило основание и остальную массу так называемой пирамиды, с вершины которой было не интересно наблюдать за тем, что происходит с повляющим большинством детей и подростков, лишенных какой-либо возможности приобщения к ценностям спортивной культуры.

Между тем в настоящее время уже известны высокие наукоемкие технологии стимулируемого развития физического потенциала человека, отработанные в спорте высших достижений и в системе подготовки его резервов. Их эффективность разительно превосходит результативность традиционного школьного физического воспитания. Известны и хорошо отработаны методы выявления предрасположенности ребенка и подростка к тому или иному виду спортивной или общеразвивающей и оздоровительной тренировки. Реальные возможности использования этих инновационных образовательных технологий убедительно подтверждены в масштабных экспериментах по реализации идеи спортивно ориентированного физического воспитания, проведенных в Омске, Сургуте, Чайковском, Ижевске, Перми, Тобольске, Иркутске, Самаре, Набережных Челнах, Чебоксарах, Краснодаре, Ставрополе, Томске, других городах и населенных пунктах сельской местности.

Отсутствие серьезной государственной поддержки внедрения инновационных технологий повышения качества жизнедеятельности народонаселения России, обеспечивающих активизацию процессов освоения здоровьеформирующих ценностей физической и спортивной культуры в массовой общеобразовательной школе становится все более актуальной социальной проблемой. От ее разрешения во многом зависит выбор масштабных стратегических путей освоения ценностей физической и спортивной культуры как наиболее перспективных пространств здоровьепостроения, необходимого для всех и для каждого.

Отдельно следует остановиться на господствующей ныне научной и управленческой парадигме "здоровьесбережения" или "здоровьесохранения" детей, подростков и молодежи, обучающихся в образовательных учреждениях России.

По разным данным Министерств образования , и здравоохранения количество практически здоровых выпускников российской школы колеблется от 10 до 15 %. В связи с этим трудно понять, что же собираются "сберегать или сохранять" наши ученые и управленцы, работающие в этих сферах ...?! Похоже, что парадигма сохранения или сбережения здоровья подрастающего поколения стала настолько несоизмеримой с реальной действительностью, что потеряла всякий практический смысл.

Общий смысловой и методологический формат нашей исследовательской гипотезы состоит в том, что известный нам и подтвержденный многими другими учеными [1] алгоритм сенситивностей в процессе морфологического, функционального и моторного развития человека может оказаться природно детерминированным "расписанием" адекватности педагогических воздействий специфического содержания, объема и интенсивности физических нагрузок здоровьеформирующей направленности на этапах интенсивного становления его кинезиологической индивидуальности.

Опираясь на многочисленные научные данные и многолетние подтверждения валеологических, социально - психологических и деятельностных преимуществ людей, активно занимавшихся спортом в детском, юношеском и пожилом возрасте, по сравнению с их сверстниками, по разным причинам лишенными этих возможностей, можно предположить, что существенное увеличение числа детей и подростков, активно осваивающих ценности физической и спортивной культуры (от нынешних 2-5% до 80-85%), позволит в исторически короткий срок (15-20 лет) существенно улучшить качественные характеристики здоровья, психофизического состояния и общей социально -позиционной, поведенческой, интеллектуальной, нравственной и этической культуры жизнедеятельности с их последующей положительной динамикой в контингентах населения среднего, старшего и пожилого возраста.

В 1996 г. в созданном по инициативе Отделения образования и культуры Российской Академии Образования Проблемном совете по физической культуре и спорту была разработана, а в последующие годы настойчиво воплощалась в образовательную практику "Концепция физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи России". С тех пор были проведены масштабные исследования и эксперименты в указанных в данной концепции приоритетных направлениях поиска инновационных технологий физического воспитания детей, подростков и молодежи [1 - 4, 6, 8].

Есть основания полагать, что в настоящее время близится к завершению работа по созданию теоретической базы таких инновационных технологий. Найдены и апробированы новые формы организации физического воспитания. В многочисленных экспериментах и в педагогической практике подтверждена их эффективность [1, 3, 5, 6, 8, 9,11].

Эти работы внесли заметный вклад в формирование новой парадигмы физического воспитания в образовательных учреждениях разного типа, от детского сада до вуза. Вместе с тем они вызвали и ряд серьезных возражений со стороны как приверженцев старой парадигмы, так и сторонников новой, сомневающихся в возможностях ее масштабной реализации на уровне нынешней недееспособности, профессиональной и материально-технической убогости и глубочайшей отсталости инфраструктуры национальной системы физического воспитания подрастающего поколения россиян.

Реальная и эффективная модернизации национальной системы физического воспитания может быть осуществлена только в случае придания ей статуса НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Этот проект должен обеспечить политическую, информационную, правовую, финансовую, проектную и материально-техническую поддержку реализации инновационных организационно-управленческих моделей и новых форм деятельности государственных, муниципальных, учрежденческих систем, а также коммерческих и общественных структур по массовому привлечению к активным занятиям физической культурой и спортом детей, подростков и молодежи России в государственной системе обязательного физического воспитания.

Для достижения этой цели в ходе реализации данного инновационного проекта необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать и принять "Закон о физическом (и спортивном) воспитании подрастающего поколения населения Российской Федерации".

2. Обеспечить правовую и финансовую поддержку мероприятий по модернизации физического воспитания подрастающего поколения на уровне затрат на еженедельный объем 6 (шести) часов регламентированных учебно-тренировочных занятий за пределами академического расписания образовательных учреждений всех типов.

3. Обосновать стратегию организации процесса интенсивного освоения ценностей физической и спортивной культуры в условиях массового физического воспитания и спортивной подготовки.

4. Разработать систему управления механизмами и регламентом развития процессов функциональной интеграции ведомств и учреждений физической культуры, спорта, образования и здравоохранения на государственном и муниципальном уровнях для конструктивной совместной деятельности по повышению здоровьеформирующей и здоровьесберегающей эффективности массового физического и спортивного воспитания детей, подростков и молодежи.

5. Разработать стимулы деятельностного формирования новой инфраструктуры массового физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи в образовательных учреждениях разного типа и назначения для реализаций высокотехнологичных, наукоемких подходов к построению учебно-тренировочного и воспитательного процессов .

6. Осуществить оперативную разработку, издание и распространение научных и методических материалов для создания нового информационного пространства поддержки развития инновационных процессов в физическом и спортивном воспитании в образовательных учреждениях регионов России.

7. Разработать и реализовать систему мероприятий по переобучению учителей, тренеров, управленцев, направленных на формирование их профессиональной готовности к деятельностному участию в процессах модернизации физического воспитания в образовательных учреждениях.

Предлагаемая инновационная образовательная технология реализации здоровьеформирующей направленности модернизированного физического воспитания базируется на следующих организационно -методических принципах.

ПРИНЦИП ГАРМОНИЧНОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ. В процессе модернизированного физического воспитания должны осваиваться интеллектуальные, нравственные, этические, эстетические, мобилизационные, коммуникативные ценности физической и спортивной культуры.

ПРИНЦИП КОНВЕРСИИ. В основе построения любой модели модернизации физического воспитания лежит использование отработанных в теории и практике современной спортивной подготовки средств управления процессом целенаправленного изменения состояния и рабочих возможностей морфофункциональных систем обучающихся посредством использования креативных возможностей феномена тренировки .

ПРИНЦИП АКТИВНОГО ЗДОРОВЬЕФОРМИРОВАНИЯ. Приоритетной задачей модернизации массового физического воспитания и спортивной подготовки является формирование здоровья ребенка и подростка с использованием следующих организационно-методических положений:

- обязательное соответствие акцентов тренирующих и воспитательных воздействий ритмам возрастного развития морфофункциональных, соматических, биомеханических, нейрогуморальных систем и психики ребенка и подростка для полноценного использования феномена сенситивности, обеспечивающего природосообразность педагогических обучающих, воспитательных и тренирующих эффектов занятий физическими упражнениями;

- своевременное формирование мышечной системы и скелета ребенка и подростка, обеспечивающее предотвращение дисбалансов в их развитии, приводящих к хроническим заболеваниям опорно-двигательного аппарата и позвоночника в молодом, среднем и старшем возрасте, а также создающего условия для бытового, производственного и спортивного травматизма;

- своевременное развитие у обучающихся компонентов и видов координационных способностей и двигательных навыков, обеспечивающих высокий уровень культуры движений, их раскованность и надежность в экстремальных ситуациях, а также ускоренную адаптацию к новым требованиям среды;

- овладение детьми и подростками методами обучения и тренировки для перманентного физического самовоспитания и самосовершенствования, а также грамотного выбора режимов двигательной активности в старшем и пожилом возрасте;

- овладение обучающимися рациональной техникой жизненно важных локомоций и знание особенностей их возрастной эволюции для активного противодействия явлениям преждевременного старения и обеспечения требуемого уровня физической активности в зрелом и пожилом возрасте.

ПРИНЦИП НАКОПЛЕНИЯ ПОТЕНЦИАЛА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ТОЛЕРАНТНОСТИ. Процесс освоения ценностей физической и спортивной культуры происходит в коллективных занятиях малых групп, в условиях строгого регламента выполнения упражнений в индивидуальной и коллективной формах, при понятной ответственности каждого за успешность действий коллектива. Здесь создаются модели единства соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива. Модель спортивно ориентированного воспитания должна рассматриваться как пространство деятельностной социализации личности ребенка и подростка, обеспечивающее естественные условия формирования его сбалансированной социальной активности, умения достойно и честно побеждать и проигрывать, извлекая из неудач уроки для будущих побед.

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА. Ребенок или подросток вместе со своими родителями свободно выбирает вид спорта или другую форму спортивно ориентированного физического воспитания для занятий в соответствующей учебно-тренировочной группе и имеет право перехода в другую группу из числа имеющихся в образовательном учреждении. Занятия в учебно-тренировочных группах проводятся 3 раза в неделю по 90 мин за пределами учебного расписания общеобразовательной школы.

ПРИНЦИП ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР. Организация процесса внедрения инновационной педагогической технологии здоровьеформирующего спортивно ориентированного физического воспитания должна опираться на конструктивное взаимодействие управленческих структур, ответственных за образование, здравоохранение, физическую культуру и спорт при особом контроле этого направления их деятельности со стороны Администрации региона, города или другой единицы административного устройства страны.

Создание новой социально-психологической ситуации в законодательной, образовательной, здравоохранительной и правоохранительной сферах будет способствовать, с одной стороны, повышению деятельностной, а не риторической активности управленцев разных ведомств, заинтересованных в физическом, нравственном и духовном оздоровлении подрастающего поколения, а с другой стороны - коренному изменению отношения родителей к школе и пониманию новых граней ее работы на благо их ребенка и в целом их семьи.

На данном, практически первоначальном, этапе исследования этого направления государственной и обществнно-политической деятельности, по-видимому, вполне оправданным будет наметить конкретные пути научных разработок и административных приоритетов в процессах актуализации спортивной детерминанты развития национальной культуры жизнедеятельности населения :

1. Научно-технологические основания формирования, поддержания и восстановления здоровья человека средствами физической и спортивной культуры.

2. Научное обоснование условий для ускоренного преодоления средствами физической и спортивной культуры тенденции к снижению уровня здоровья и жизнеспособности населения.

3. Основные принципы и положения, регламентирующие государственную политику в сфере формирования физического, психологического и нравственного здоровья нации средствами физической и спортивной культуры и деятельность по ее реализации на президентском, парламентском, правительственном, региональном и муниципальном уровнях.

4. Основные направления модернизации инфраструктуры физического воспитания детей, подростков и молодежи в образовательных учреждениях Российской Федерации в интересах реализации здоровьеформирующего потенциала ценностей физической и спортивной культуры.

5. Законодательная и правовая базы стимуляции активности человека в деятельностном освоении ценностей спортивной культуры, способствующих формированию,

укреплению и поддержанию его физического и нравственного здоровья на всех этапах его возрастной эволюции.

6. Параметры ответственности руководителей государственных, региональных и муниципальных органов управления за обеспечение условий активного формирования здоровья детей, подростков и молодежи средствами физической культуры и спорта в образовательных учреждениях разного типа.

7. Государственная стимуляция расширения объемов инвестиций коммерческих структур в развитие и реализацию здоровьеформирующих возможностей физического и спортивного воспитания детей, подростков и молодежи и реализацию здоровьеукрепляющих форм физкультурной и спортивной активности людей среднего, старшего и пожилого возраста.

8. Создание системы долгосрочной государственной, региональной и муниципальной поддержки поступательного развития инфраструктур научно-технологического, материально-технического, психолого -педагогического обеспечения прогрессирующей здоровьеформирующей и здоровьеукрепляющей эффективности спортивной активности населения Российской Федерации.

9. Установление государственного статуса основных принципов и положений, регламентирующих государственную политику в сфере формирования физического, психологического и нравственного здоровья нации средствами физической и спортивной культуры и деятельность по ее реализации на президентском, парламентском, правительственном, региональном и муниципальном уровнях.

10. Установление приоритетных направлений модернизации инфраструктуры физического воспитания детей, подростков и молодежи в образовательных учреждениях Российской Федерации в интересах реализации здоровьеформирующего потенциала ценностей физической и спортивной культуры.

11. Установление стимулов и форм поддержки инновационных преобразований систем массового организованного физического воспитания детей, подростков и молодежи в образовательных учреждениях Российской Федерации всех типов, в том числе и негосударственной подчиненности.

12. Создание системы привилегий для коммерческих структур, в том числе и страховых компаний, обеспечивающих финансирование проектирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений для массового физического воспитания и спорта для всех.

Установка на организацию условий, необходимых для освоения культурологического потенциала физического и спортивного воспитания, может быть отображена в формулировках основных направлений и функций инфраструктуры воспитания детей, подростков и молодежи в спортивно ориентированных формах.

1. Создание организационно-педагогических условий привлекательности для обучающихся содержания и направленности занятий физическими упражнениями, играми и оздоровительными мероприятиями на уроках физической и (или) спортивной культуры.

2. Обеспечение соответствия обучающих и тренирующих воздействий на учебно-тренировочных занятиях особенностям возрастного развития моторики и психики обучающихся, их индивидуальным морфофункциональным особенностям, физкультурно -спортивным склонностям и интересам.

3. Активное и системное использование новейших технологий физического и спортивного воспитания детей, подростков и молодежи.

4. Целенаправленное и приоритетное освоение обучающимися эстетических, нравственных, духовных и здоровьеформирующих ценностей физической и спортивной культуры и стимуляция положительного отношения школьников к предметам "Физическая культура" и "Спортивная культура" .

5. Реализация трехразовых в неделю обязательных уроков физической (спортивной) культуры, вынесенных за пределы академического расписания, общим объемом до 270 мин.

6. Разработка принципиально новых проектов учебно-спортивных сооружений, обеспечивающих необходимые и достаточные возможности для реализации современных наукоемких технологий преподавания физической культуры, оснащенных диагностическими и тренажерными комплексами и системами оперативного контроля состояния занимающихся, современными средствами информационной поддержки учебно-тренировочного процесса на уроках физической культуры.

7. Реструктуризация системы школьных спортивных сооружений в направлении создания мощных межшкольных многоцелевых комплексов для использования несколькими образовательными учреждениями и спортивных комплексов для отдельных образовательных учреждений с универсальными возможностями трансформаций оборудования, конфигураций мест занятий и т.п. При определенных условиях этот вариант мог бы быть дополнен специально созданными возможностями проведения уроков физической культуры на местности (в лесу, парке, на открытой спортивной площадке и т.п.).

8. Подготовка педагогических кадров, способных работать на уровне современных требований к качеству образовательного процесса по физической (спортивной) культуре в общеобразовательных учреждениях.

Успешность эксплуатации модернизированной инфраструктуры национальной системы физического и спортивного воспитания во многом определяется ее важнейшими составными частями - научно-технологическим, программным, нормативным и правовым обеспечением. В методологическом смысле представляется оправданным опережающее развитие этих элементов структуры уже на этапе формирования установок на разработку технических заданий проектировщикам. Вместе с тем сами проекты должны предусматривать возможность дальнейшего развития всех элементов инфраструктуры с учетом динамичности их главных детерминант - развития науки и технологий в сфере физического воспитания.


 

Анекдот 
Зима - это время планового техобслуживания Матрицы. Чтобы высвободить вычислительные ресурсы на сборку мусора, сокращают световой день, с растений убирают листву, а небо закрашивают равномерно-серым цветом. Так меньше нужно обсчитывать в картинке. Раньше ещё всё засыпали равномерно-белым снегом, но с установкой новых мощных серверов это уже не обязательно. После следующего апгрейда, говорят, вообще не нужно будет устраивать выделенную зиму.
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100