Инфраструктура высокоэффективного физического воспитания в
общеобразовательной школе: методология проектирования и эксплуатации
Член-корреспондент РАО,
доктор биологических наук, профессор В.К. Бальсевич
Российский государственный
университет физической культуры, спорта и туризма, Москва
В
1996 г.
в созданном по инициативе Отделения образования и культуры Российской Академии
Образования Проблемном Совете по физической культуре и спорту была разработана,
а в последующие годы настойчиво воплощалась в образовательную практику
"Концепция физического воспитания и спортивной подготовки детей,
подростков и молодежи России" [2, 5, 6]. С тех пор были проведены
масштабные исследования и эксперименты, выполнены несколько докторских и
кандидатских диссертаций в указанных в данной концепции приоритетных
направлениях поиска инновационных технологий физического воспитания детей,
подростков и молодежи [1, 4, 5, 9].
Есть
основания полагать, что в настоящее время в принципиальном плане близится к
завершению работа по созданию теоретической основы для становления и развития
инновационных технологий. Найдены и апробированы новые формы организации
физического воспитания [2, 5, 7, 9, 10, 11]. В многочисленных экспериментах и в
педагогической практике подтверждена их эффективность [3, 4, 5, 8, 9].
Эти
работы внесли заметный вклад в формирование новой парадигмы физического
воспитания в образовательных учреждениях разного типа - от детского сада до
вуза. Вместе с тем они вызвали и ряд серьезных возражений со стороны как
приверженцев старой парадигмы, так и сторонников новой, сомневающихся в
возможностях ее масштабной реализации на уровне национальной системы
физического воспитания подрастающего поколения россиян.
Помимо
причин чисто философского, диалектического характера, являющихся отражением
естественных трудностей процесса развития нового знания и новых технологических
потребностей, всегда сопровождающих смену парадигм, в данной конкретной
ситуации мы имеем дело с действительно очень серьезными обстоятельствами,
препятствующими реализации новых подходов к повышению эффективности физического
воспитания в нашей стране. К их числу относятся:
1)
отсутствие национальной доктрины коренного преобразования государственной
системы физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и
молодежи как обязательного условия физического и духовного оздоровления
населения России, создания мощного стимула для формирования нового уровня
культуры его жизнедеятельности на основе освоения ценностей здорового стиля
жизни;
2)
отсутствие в стране материально-технической базы, способной обеспечить условия
для полноценных физкультурно -спортивных занятий в системе массового
физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях разного типа;
3)
отсутствие педагогических кадров, готовых без переобучения или дополнительной
подготовки работать по новым технологиям физического воспитания;
4)
отсутствие диагностического оборудования и обученных кадров, способных
обеспечить реализацию здоровьеформирующей функции физического воспитания;
5)
чрезвычайно низкий уровень информационно -образовательной культуры и
соответствующих потребностей специалистов по физическому воспитанию, включая и
управленцев сферы физического воспитания, физической культуры и спорта.
Нетрудно
понять, что преодоление вышеприведенных негативных характеристик состояния
массового физического воспитания, осуществляемого ныне в государственных или
находящихся под контролем государственных структур образовательных учреждениях
разного типа, по существу, возможно только на путях создания принципиально
новой инфраструктуры национальной системы физического воспитания подрастающего
поколения страны.
Теоретико-методологические
и правовые основы проектирования данной инфраструктуры и ее последующей
эксплуатации должны быть заложены в национальной доктрине физического
воспитания детей, подростков и молодежи России.
Анализ
недавно принятых решений и документов как на президентском, правительственном и
ведомственном уровне, так и на уровне научного сообщества позволяет заключить,
что существующее положение дел в инфраструктуре системы физического воспитания
признается неудовлетворительным. Вместе с тем характер и направленность
намеченных для ее модернизации мер никак не вписываются в масштабы, требуемые
для действительно серьезного улучшения состояния дел в физическом воспитании
юных россиян.
Действительно,
количество учебных часов по образовательной области "Физическая
культура" на всех ступенях общего образования разрешено довести до 3 в
неделю, выделены средства для проведения мониторинга с целью оценки уровня
физической подготовленности и развития детей, подростков и молодежи,
прокламируется необходимость увеличения двигательной активности детей до 6-8 ч
в неделю, намечено создание многоуровневой структуры всероссийских и
региональных физкультурно -оздоровительных и спортивных мероприятий среди
учащейся молодежи.
При
этом практически не затрагиваются вопросы модернизации содержания процесса
физического воспитания, неясно, что необходимо предпринять для создания
научно-технологической, материально -технической, программно-нормативной и
кадровой базы для такой модернизации, создания благоприятного
социально-психологического климата для ее реализации.
По-видимому,
настало время для обоснования методологии проектирования инфраструктуры
физического воспитания в образовательных учреждениях страны, где, по крайней
мере, имеется возможность обеспечить наиболее полный охват детского,
подросткового и молодежного населения страны регламентными, то есть
обязательными, формами физического воспитания.
Системообразующим
фактором, детерминирующим всю конструкцию проекта формирования инфраструктуры
обновленной национальной системы физического воспитания, является цель
образования в области физической и спортивной культуры.
Исходя
из современных представлений о феномене физической культуры, эту цель можно
сформулировать как научение обучающихся в общеобразовательной школе знаниям,
умениям и навыкам активного (деятельностного) использования базовых ценностей
физической культуры для формирования и совершенствования своего физического,
психического и нравственного здоровья , воспитание у школьников патриотического
осознания его значимости для национального достоинства, безопасности и
процветания России.
Методологическая
установка на организацию условий, необходимых для достижения этой цели, может
быть отображена в формулировках основных направлений и функций
модернизированной, а точнее, принципиально новой инфраструктуры физического
воспитания в общеобразовательной школе:
1.
Создание организационно-педагогических условий привлекательности для детей
содержания и направленности занятий физическими упражнениями, играми и
оздоровительными мероприятиями на уроках физической культуры.
2.
Обеспечение соответствия обучающих и тренирующих воздействий на уроках
физической культуры особенностям возрастного развития моторики и психики
обучающихся, их индивидуальным морфофункциональным особенностям,
физкультурно-спортивным склонностям и интересам.
3.
Активное и системное использование новейших технологий физического и
спортивного воспитания детей, подростков и молодежи.
4.
Целенаправленное и приоритетное освоение обучающимися эстетических,
нравственных, духовных и здоровьеформирующих ценностей физической и спортивной
культуры и стимуляция положительного отношения школьников к предмету
"физическая культура".
5.
Реализация трехразовых в неделю обязательных уроков физической культуры общим
объемом от 200 до 270 мин.
6.
Разработка принципиально новых проектов учебно-спортивных сооружений,
обеспечивающих необходимые и достаточные возможности для реализации современных
наукоемких технологий массового физического воспитания, оснащенных
диагностическими и тренажерными комплексами и системами оперативного контроля
за состоянием занимающихся, информационной поддержкой учебно-тренировочного
процесса на уроках физической культуры.
7.
Реструктуризация системы школьных спортивных сооружений в направлении создания
мощных межшкольных многоцелевых комплексов для использования несколькими
образовательными учреждениями.
8.
Реорганизация учебного процесса по физическому воспитанию с направленностью на
конверсионное использование в нем приемлемых элементов спортивной подготовки.
Учитывая
масштабность критически необходимых преобразований систем массового физического
воспитания детей, подростков и молодежи, следует планировать достаточно
длительные сроки их реализации. Поэтому стратегия развития новой инфраструктуры
должна предусматривать его многоэтапный характер.
На
первом этапе в части обновления основных фондов материально-технического
обеспечения массового физического воспитания необходимо предусмотреть
проектирование различных типовых вариантов спортивных, учебно-спортивных
сооружений и их эксплуатацию в экспериментальных режимах в разных регионах
страны.
Первый
вариант такого элемента инфраструктуры мог бы предусматривать создание системы
учебно-спортивных сооружений, рассчитанных на использование одним
общеобразовательным учреждением. Главным требованием к подобным сооружениям должна
быть их универсальность, обеспечивающая возможность решения задач прежде всего
общей физической подготовки с использованием тренирующих режимов двигательной
активности. При этом важнейшими элементами данного сооружения должны быть:
тренажерная, контрольно -диагностическая оснастка, видеотехника, компьютерное
обеспечение учебно-тренировочного процесса, универсальные возможности
трансформаций оборудования, конфигураций мест занятий и т.п. При определенных
условиях этот вариант мог бы быть дополнен специально созданными возможностями
для проведения уроков физической культуры на местности (в лесу, парке, на
открытой спортивной площадке и т.п.).
Второй
вариант представляет собой многоцелевое спортивное сооружение, предназначенное
для одновременного проведения занятий по 10-15 видам спортивной подготовки или
других форм занятий физическими упражнениями, в том числе и в игровых формах.
На таких сооружениях могут проводиться занятия с обучающимися из разных школ, а
также из детско-юношеских спортивных школ. Они могут иметь вид многоэтажного
спортивного сооружения или комплекса отдельных спортивных сооружений. И в том,
и в другом случае они могут быть дополнены плоскостными сооружениями в виде
спортивно-игровых площадок, кортов, полей, беговых дорожек, секторов для
прыжков и метаний, специально подготовленных кроссовых и лыжных дистанций,
газонов для проведения тренировок на открытом воздухе. Так же, как и в первом
варианте, важнейшими элементами данного сооружения должны быть: тренажерная,
контрольно-диагностическая оснастка, видеотехника, компьютерное обеспечение
учебно-тренировочного процесса, а также предусмотрено пространство для их
оснащения в будущем новыми элементами обеспечения наукоемкости технологий
массового физического воспитания и спортивной подготовки как одной из наиболее
эффективных форм его модернизации и перспективного совершенствования.
Важнейшим
условием повышения эффективности массовых форм организованного физического
воспитания является интенсивная разработка наукоемких технологий образовательного
процесса по предмету "физическая культура" в образовательных
учреждениях, включая и дошкольные.
В
чем заключается сущность наукоемкости технологий физического воспитания как
одной из характеристик качества его инфраструктуры? В контексте обеспечения качества
учебно-тренировочного и воспитательного процесса она определяется:
1)
масштабами использования в нем достижений педагогической и психологической
науки и смежных областей знания в области культуры управления процессом
развития кинезиологического потенциала обучающегося с опорой на фундаментальные
закономерности его возрастной эволюции для реализации здоровьеформирующей
функции массового физического воспитания;
2)
оперативностью освоения педагогами передовых методов формирования физической и
спортивной культуры личности обучающегося, овладения им ценностями здорового
стиля жизни;
3)
уровнем оснащенности мест занятий диагностическим оборудованием и
использованием on line мониторинга психофизиологического состояния организма
обучающихся при физических нагрузках на уроках физической культуры, в том числе
и в формате технологий спортивно ориентированного физического воспитания;
4)
уровнем содержания мероприятий по медико-биологическому контролю за состоянием
здоровья обучающихся, педагогической, социально психологической и
культурологической оценке их поведения и организации соответствующих
коррекционных воздействий.
Успешность
эксплуатации модернизированной инфраструктуры национальной системы физического
воспитания во многом определяется ее важнейшими составными частями -
научно-технологическим, программным, нормативным и правовым обеспечением. В
методологическом смысле представляется оправданным опережающее развитие этих
элементов структуры уже на этапе формирования установок на разработку технических
заданий проектировщикам. Вместе с тем сами проекты должны предусматривать
возможность дальнейшего развития всех элементов инфраструктуры с учетом
динамичности их главных детерминант - развития науки и технологий в сфере
физического воспитания.
Магистральным
путем развития программного, нормативного и правового обеспечения, по-видимому,
станет приведение образовательных стандартов и нормативов в соответствие с
новыми возможностями высокотехнологичного, личностно ориентированного
физического воспитания. Должны быть существенно повышены, но при этом
обоснованно дифференцированы по индивидуальным и типологическим критериям
нормативы физической подготовленности. Должна быть создана система оценок
успешности освоения и актуализации обучающимися ценностей физической культуры.
Модернизация
правового обеспечения в принципиальном плане должна способствовать ускоренному
освоению новых технологий физического воспитания, устранению из практики
управления образовательными учреждениями жесткого регулирования и стандартизации
содержания и объема учебного материала. Целесообразна регламентация минимума и
максимума количества учебных часов по предмету "физическая культура"
в интервале от 3 до 6 при обязательных 3-разовых занятиях в неделю.
Разумно
сдерживаемая свобода выбора учителем или учителем-тренером средств и методов
физического воспитания должна быть компенсирована расширением арсенала
высокотехнологичных модулей обучающих и тренирующих воздействий. Такие научно
обоснованные и экспериментально апробированные модули должны стать основой для
построения тщательно сбалансированного учебно-тренировочного процесса на уроках
физкультуры в общеобразовательной школе.
Наибольшие
перспективы в этом отношении в настоящее время имеют спортивно ориентированные
формы физического воспитания [1]. Однако они не должны рассматриваться как
идеальные, закрывающие пути поиска еще более эффективных педагогических
технологий и форм иной организации процесса физического воспитания детей,
подростков и молодежи. Вместе с тем в принципиальном плане любые технологии,
формы и направленности содержания физического воспитания должны предусматривать
реализацию процесса тренировки как обязательного условия достижения целей
физического воспитания в общеобразовательной школе.
Важнейшим
направлением модернизации инфраструктуры массового физического воспитания
являются коренные преобразования в системе подготовки педагогических кадров для
образовательной области "Физическая культура".
До
сих пор высшие учебные заведения готовили педагогические кадры для работы в
сфере физического воспитания и в сфере спортивной подготовки, которая
реализовывалась в системах подготовки спортивных резервов и спорта высших
достижений. Теперь, когда многие элементы спортивной подготовки предстоит
использовать для повышения качества физического воспитания, возникает
необходимость коррекции программ подготовки кадров как для общеобразовательной
школы, так и для других учреждений и коммерческих структур, заинтересованных в
повышении эффективности физкультурно- и спортивно-оздоровительной работы со
школьниками и другими категориями населения.
Решение
этой задачи на самом деле заслуживает гораздо большего внимания, чем ему
уделялось до сих пор. Канули в вечность времена, когда проведение уроков
физической культуры можно было поручить военруку. Без знания законов управления
развитием физического потенциала человека с помощью такого мощного средства,
как тренировка, невозможно осуществлять полноценный процесс физического
воспитания или руководить другими видами физической активности человека. Здесь
должны работать настоящие профессионалы, а их нужно готовить на уровне
современных требований к педагогу - специалисту по физическому воспитанию,
оздоровительной и адаптивной физической культуре.
Анализ
современных тенденций в развитии физической культуры и спорта позволяет
выделить то особенное, что предопределяет прогнозируемые изменения в структуре
профессиональной подготовленности специалистов этой сферы образовательной и
воспитательной деятельности [1, 3, 6, 7].
Отличительными
особенностями развития этих технологий, по-видимому, будут их все возрастающая
наукоемкость, ориентированность на природосообразные и личностно приемлемые
средства и методы активных и своевременных для каждого периода индивидуальной
возрастной эволюции моторики человека развивающих педагогических воздействий.
В
связи с вышеизложенным будущая система требований к качеству подготовки
специалистов в области физической культуры и спорта может включать в себя
усиление гуманистической ориентации специалиста, высокий уровень его знаний в
области психологии мотиваций, потребностей и свободы выбора занимающимися вида
физкультурной или спортивной деятельности, в сфере интеллектуального и
межличностного взаимодействия учителя, тренера и ученика, способность к
ускоренному освоению наукоемких технологий физического воспитания и спортивной
подготовки, глубокие знания в области ритмологии естественного и стимулируемого
развития физического потенциала человека, умения и навыки выявления его
типологических и особенно индивидуальных характеристик и построения адекватных
им программ физического и спортивного совершенствования, а также организации
инфраструктур обеспечения их полноценной реализации.
Прогнозируемые
изменения в педагогическом обеспечении процессов обновления форм и содержания
физического воспитания подрастающего поколения [1, 2, 5 - 7] с большой долей
определенности, а может быть, и неизбежности выдвигают проблему
заблаговременной переориентации содержания подготовки специалистов по
физической культуре и спорту для работы в системе общеобразовательной школы.
С
учетом сказанного наиболее актуальными акцентами в их профессиональной
подготовке оказываются такие, как овладение умениями и навыками освоения
передового опыта и научных достижений в персональной и смежных сферах профессиональной
деятельности, умениями и навыками постановки задач на инновационные
преобразования в конкретных сферах профессиональной деятельности, умениями и
навыками организации инновационных преобразований в технологиях и
инфраструктурах конкретных видов профессиональной деятельности.
Анализ
конкретных тенденций и научных изысканий в области инновационных преобразований
современных систем физического воспитания как в нашей стране, так и за рубежом
позволяет выделить их наиболее существенные направления и сложившиеся
приоритеты.
Прежде
всего следует отметить их корреспондирование с глобальной социокультурной и
правовой тенденцией современной цивилизации, связанной с выдвижением на первый
план парадигмы приоритета личности человека как главной ценности современного
мира [1, 6, 7, 10, 11].
Важной
сферой инновационных преобразований являются их акмеологические и
культурологические векторы, обеспечивающие постановку целей физического
воспитания, сориентированных на его гуманизацию и формирование основ физической
культуры личности в интересах ее полноценного физического совершенствования на
базе освоения всего спектра ценностей физической и спортивной культуры [2, 3,
5, 7, 10].
В
области технологий физического воспитания доминирующей тенденцией стала
направленность на его индивидуализацию и дифференциацию, а также на
совершенствование его форм и содержания с использованием конверсионных
заимствований отдельных элементов технологий спортивной подготовки.
По-видимому,
методологические изыскания в области проектирования и эксплуатации
инфраструктуры массового физического воспитания обучающихся в
общеобразовательных учреждениях будет полезно осуществлять именно на этих
направлениях ее развития и совершенствования. |