Социально-психологический
контекст сексуальности
В
1996 г.
Лев Щеглов сформулировал основные мотивы вступления в интимную близость: Секс
как случайность: в этом случае все решает ситуация, чаще всего данный мотив
реализуется в юношеском возрасте.
Секс
"назло": этот мотив также более характерен для юношеского возраста,
когда сексуальный контакт с другим партнером выполняет функцию наказания для
провинившегося возлюбленного; психологически такое поведение присуще любой
инфантильной личности.
Секс
как оплата: тот самый случай, когда сексуальный контакт является определенным
вознаграждением для партнера за какие-то его услуги, подарки, помощь.
Секс
как уход от реальности: для кого-то секс - это последняя черта, за которой еще
можно сохранить или обрести свою индивидуальность, единственная область, где
человек чувствует себя личностью; в этом случае речь идет о потерянности
индивида в окружающем его мире, об утрате им смыслообразующих жизненных
ценностей.
Секс
для продолжения рода: в этом случае все происходящее в паре подчинено
конкретному желанию родить ребенка; сегодня этот мотив достаточно часто
руководит одинокими женщинами, решившими родить ребенка без вступления в брак,
партнер в определенном смысле воспринимается как донор спермы.
Секс
сотрудников: жизненность этого мотива подтверждают бесконечные анекдоты о
начальнике и секретарше; в данном случае можно говорить об определенной лени и
пассивности - партнера не нужно завоевывать, привлекать, обольщать, он
находится под рукой; не требуется ни эмоциональных, ни временных, ни иных
затрат; фактически отсутствует индивидуальный выбор партнера.
Секс
как автограф: речь идет о достаточно банальной ситуации, когда с одной стороны
представлены поклонники (чаще - поклонницы), с другой - "звезды"
(обычно - массовой культуры); близостью (пусть и однократной) со
"звездой" можно гордиться, об этом можно рассказывать знакомым,
приобретать вес в их глазах.
Секс
как агрессия: здесь истинным мотивом сексуального контакта является не всегда
осознаваемое самим человеком желание подчинить, унизить партнера; данный мотив
чаще наблюдается у мужчин, что объясняется наличием в общественном сознании
"мужского" стереотипа поведения, когда обществом негласно
санкционируется большая активность, напористость в сексуальном поведении
мужчин; "женский" поведенческий стереотип подобных проявлений не
допускает.
Секс
как спорт: в этом случае как в спорте сверхзадачей является "набор
очков"; часто эта позиция маскирует глубинную, возможно, неосознаваемую
неуверенность в себе как сексуальном партнере; эта неуверенность требует постоянного
подтверждения собственной потентности.
Секс
как задолженность: сексуальные контакты рассматриваются как некий долг по
отношению к супругу; после полового акта наступает чувство облегчения, что
очередной вексель погашен.
Секс
для здоровья: подлинным мотивом сближения является представление о несомненной
пользе половой жизни для здоровья; в этом случае секс приобретает значение
определенной гигиенической процедуры.
Секс
для престижа: информация о сексуальном опыте индивида направлена им на окружающих
для повышения собственного статуса в их глазах и самооценки; эта мотивация чаще
наблюдается у мужчин, т. к. роль "героя-любовника",
"сердцееда" и т.п. в обществе снисходительно поощряется, однако она
требует постоянного подтверждения в виде доказательств и фактов; понятно, что
при этом индивид, чаще всего, преувеличивает свои возможности, не исключена и
банальная ложь.
.Секс
как релаксация: в расчет принимается только свое "хочу"; секс
является способом сбрасывания йакопившегося сексуального напряжения.
Секс
как познание: чаще этот мотив наблюдается в подростковом возрасте ("Как
это бывает на самом деле?"), партнер яаляется в основном объектом
познания.
Секс
как коммуникация: секс в этом случае средство вступить в общение с другим
индивидом, преодолеть чувство одиночества. |