Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум

Сименон, Жорж - Сименон - Маньяк из Бержерака

Детективы >> Переводные детективы >> Авторы >> Сименон, Жорж
Хороший Средний Плохой    Скачать в архиве Скачать 
Читать целиком
Жорж Сименон. Маньяк из Бержерака



     Перевод с французского В. Сергеева и Н. Плиско

     Файл с книжной полки Несененко Алексея

     OCR: Несененко Алексей сентябрь 2003
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА


     Этой книгой советско-французское издательство "ДЭМ", возглавляемое писателем Юлианом Семеновым, открывает новую серию - "Библиотека французского детектива".

     Цель этой библиотеки - ознакомить читателей с наиболее яркими произведениями французских писателей детективного жанра. Мы надеемся, что эта библиотека встретит доброжелательное отношение читателей, которые в последнее время неоднократно выражали в своих "предложениях пожелание познакомиться с такими произведениями в специально подобранной серии. В частности, такое пожелание было высказано читателями производственной маркетинго-коммерческой фирмы "Лада - Маком" и другими.

     Как известно, в творчестве французских писателей детектив занимает далеко не последнее место. Эта литература волнует читателей любого возраста, специальности и взглядов, поскольку поиск истины в умном детективе отражает общие черты диалектического мышления, необходимого во всех областях человеческой деятельности. Французский детектив характерен неповторимым изяществом психологических решений, ненавязчивой мотивацией поступков действующих лиц, национальным колоритом, своеобразным подтекстом сюжетных решений нравственно- эстетических и социальных проблем.

     Издательство "ДЭМ" просит читателей направлять свои отзывы и предложения по адресу; 117049, г. Москва, Крымский вал, 9, ком. 33.
I ПАССАЖИР, КОТОРЫЙ НЕ МОГ ЗАСНУТЬ


     Случай во всем! Еще накануне Мегрэ и сам не знал, что уедет. Однако наступило то время, когда Париж начинал действовать ему на нервы: март с привкусом весны, с ясным и уже теплым солнцем.

     Мадам Мегрэ уехала на пару недель в Эльзас к сестре, которая должна была родить.

     Итак, в среду утром комиссар получил письмо от своего бывшего коллеги из Уголовной полиции, который ушел два Года назад на пенсию и обосновался в Дордони.

     "...Уж если тебя занесет попутным ветром в наши края, обязательно заезжай ко мне на несколько дней. Моя старая служанка довольна, лишь когда в доме бывают гости. К тому же начинается ловля лосося".

     Мегрэ размечтался, обратив внимание на маленькую деталь: на бумаге для письма был изображен силуэт небольшого замка с двумя башенками по бокам. И надпись:
ЛА РИБОДЬЕР

     в ВИЛЬФРАНШ-ан-ДОРДОНЪ


     В полдень позвонила мадам Мегрэ и сообщила, что роды сестры будут, видимо, завтра к вечеру, и добавила: "Здесь прямо настоящее лето... Уже яблони цветут!"

     Случай!.. Случай!.. Чуть позже Мегрэ дружески беседовал со своим начальником в его кабинете.

     "Кстати... Вы еще не были в Бордо, насчет того, о чем мы с вами говорили?.."

     Дело пустяковое. Несрочное. При случае Мегрэ нужно побывать в Бордо, порыться в городском архиве.

     Невольная ассоциация: Бордо - Дордонь.

     А тут еще солнечный луч на хрустальном шаре, которым его начальник пользовался как пресс-папье.

     "А ведь это мысль!.. Срочного ничего пока нет..." Часов в шесть вечера с билетом первого класса до Вильфранша он сел в поезд на вокзале Орсэй. Служащий напомнил ему, что пересадку нужно сделать в Либурне ("Если вы только не в спальном вагоне, его перецепляют на пересадке...").

     Мегрэ не обратил внимания на эти слова, прочитал несколько газет и пошел в вагон-ресторан, где и просидел до Ю часов вечера.

     Когда он вернулся в свое купе, шторы были опущены, лампа светила слабо, а какая-то пожилая супружеская пара захватила обе нижние полки.

     В это время мимо проходил проводник.

     - Не найдется ли случаем свободной полки?

     - Только не в первом классе... Думаю, что есть во втором... Если вам все равно...

     - Разумеется!

     И вот Мегрэ уже тащит по коридорам свой саквояж. Проводник, открыв несколько дверей, находит, наконец, купе, где занята только верхняя полка. Здесь тоже штора опущена, лампа горит вполнакала.

     - Вам зажечь свет?

     - Спасибо, не надо.

     В купе царит духота. Откуда-то доносится легкое посвистывание, словно отопление, не в порядке. Кто-то ворочается наверху, ворочается и вздыхает.

     Комиссар потихоньку снимает ботинки, пиджак, жилет. Вытягивается на полке, затем берет шляпу и прикрывает ею лицо: откуда-то тянет сквозняком.

     Заснул ли он? Во всяком случае вздремнул. Может, час, может, два, может, и больше. Но это была лишь полудрема.

     И в этой полудреме ему было как-то не по себе. Быть может, от духоты и этого сквозняка? Скорее всего, из-за человека на верхней полке, который ни минуты не мог лежать спокойно.

     Сколько раз он переворачивался с боку на бок! И ведь точно над головой Мегрэ. Каждое его движение отдавалось грохотом. Человек дышал неровно, словно у него был жар.

     Наконец, измученный Мегрэ встал, вышел в коридор и начал ходить взад-вперед. Но здесь было слишком холодно.

     И опять купе, полудрема, в которой мешаются мысли и ощущения. Отрезан от всего мира, словно живешь в каком-то кошмаре.

     Показалось ему это или нет: мужчина наверху приподнялся на локтях, наклонился, пытаясь разглядеть своего соседа?

     Сам же Мегрэ, наоборот, не решался сделать ни одного движения. Полбутылки бордо и две рюмки коньяка, выпитые в вагоне-ресторане, давали о себе знать неприятной тяжестью в желудке.

     Тянется ночь. На остановках раздаются невнятные голоса, шаги по коридору, хлопанье дверей. Этот поезд никогда не тронется!

     Похоже, человек наверху плачет. Временами он перестает вздыхать. Затем вдруг всхлипывает. Переворачивается. Сморкается. Мегрэ уже жалеет, что не остался в своем купе, со стариками. Он засыпает. Просыпается. Вновь засыпает. Наконец, не выдерживает. Кашляет, чтобы прочистить горло.

     - Мсье, - прошу вас, постарайтесь все же лежать спокойно!

     Он смущен, потому что его голос прозвучал резче, чем он хотел. А вдруг этот человек нездоров?

     Тот не отвечает. Лежит неподвижно. Должно быть, это стоит ему огромных усилий. Мегрэ вдруг подумал: может, это вовсе не мужчина. Это вполне могла быть и женщина. Он ведь не видел. Скрытого полкой человека не разглядеть.

     А эта духота там, наверху, наверное, просто удушает. Мегрэ пробует переключить вентиль отопления. Тот не работает.

     Ох-хо-хо! Три часа ночи...

     "Теперь нужно все-таки заснуть!"

     Но ему больше не хочется спать. Он наэлектризован почти так же, как и его сосед. Мегрэ выжидает.

     "Ну вот! Опять началось..."

     И Мегрэ заставляет себя дышать ровно, считая до пятисот в надежде уснуть.

     Точно, этот человек плачет. Наверное, ездил в Париж на похороны! Или наоборот. Бедняга работает в Париже и получил печальное известие из провинции: заболела мать или умерла. Или жена... Все может быть... Иногда к поезду прицепляют специальный похоронный вагон...

     А свояченица в Эльзасе должна рожать! Трое детей за четыре года!

     Мегрэ спит. Поезд останавливается, затем трогается. Со страшным грохотом, он пересекает металлический мост, и Мегрэ открывает глаза и неподвижно смотрит на ноги, свисающие над ним. Человек наверху сел. С бесконечными предосторожностями зашнуровывает высокие ботинки. Это первое, что увидел комиссар.

     Несмотря на слабый свет лампы, он заметил, что, это были высокие лакированные ботинки. Носки же были из простой серой шерсти и, похоже, домашней вязки.

     Человек замирает, слушает. Может, он прислушивается к изменившемуся дыханию Мегрэ? Комиссар вновь начинает считать.

     Ему это удается с трудом, потому что очень интересно наблюдать за руками, которые так дрожат, завязывая шнурки, что в четвертый раз принимаются за один и тот же узел.

     Поезд без "остановки проходит небольшую станцию. Сквозь шторы мелькают лишь пятна света.

     Человек спускается! Это все больше и больше походит на кошмар. Он мог бы спускаться самым нормальным образом. Или боится новых замечаний?

     Долго ищет ногой опору. Еще немного, и он бы свалился. Он спускается спиной к комиссару.

     Вот он уже вышел, забыв закрыть за собой дверь. Ныряет куда-то в глубь коридора.

     Если бы не незакрытая дверь, Мегрэ, безусловно, попробовал бы воспользоваться этим, чтобы заснуть. Но ему пришлось встать, чтобы ее закрыть. Комиссар смотрит в коридор.

     И едва успевает накинуть пиджак, позабыв про жилет.

     Потому что в конце коридора незнакомец открыл входную дверь. И не случайно. В то же время поезд замедлил ход. Вдоль полотна тянулся лес. Невидимая луна освещает редкие облака.

     Скрипят тормоза. С восьмидесяти, километров в час скорость упала до тридцати, а то я меньше.

     И человек прыгает, исчезает за насыпью, по которой он, наверное, съехал на спине. Почти не раздумывая, Мегрэ бросается за ним. Поезд тормозит еще больше. Он ничем не рискует.

     И вот Мегрэ уже оторвался от подножки. Падает на бок. Катится. Трижды переворачивается вокруг себя, останавливается у натянутой рядами колючей проволоки.

     Красный фонарь удаляется вместе с грохотом состава.

     Комиссар ничего себе не сломал. Он встает. Его сосед упал, должно быть, не так удачно, потому что стал подниматься только сейчас метрах в пятидесяти отсюда, медленно и с трудом.

     Глупое положение. Какой-то инстинкт, подумал Мегрэ, заставил его спрыгнуть с поезда, в то время как его вещи ехали в Вильфранш-ан- Дордонь. Он даже не знает, где он!

     Он видит лишь лес, наверняка очень небольшой. Где-то видна светлая просека дороги, уходящая в чащу.

     Почему этот человек больше не двигается? Это лишь тень человека, стоящего на коленях. Видел ли он своего преследователя? Не ранен ли он?

     "Эй! Вы!"... - кричит ему Мегрэ и лезет в карман за револьвером.

     Он не успевает его достать и только видит вспышку красного огня. Прежде чем услышал выстрел, что-то ударяет его в плечо. Это длилось не больше десятой доли секунды, а человек уже поднялся, побежал сквозь кустарник, пересек просеку и исчез в кромешной темноте.

     Мегрэ выругался. В его глазах стояли слезы не от боли, а от крайнего изумления. Это все произошло так быстро! И сейчас он так жалок!

     Он выпускает револьвер из рук, потом пытается его поднять, морщась от боли в плече.

     Вернее, не от боли, а от того ощущения, что кровь течет из него, при каждом ударе сердца из перебитой артерии брызжет горячая жидкость.

     Он не решается больше бежать. Не решается двигаться. Даже не поднимает револьвер.

     Виски его влажны от пота, в горле пересохло. А рука его, как он и думал, на уровне плеча покрыта густой жидкостью. Он сжимает плечо, ощупывает его, ищет артерию, чтобы остановить кровотечение.

     В затуманенном сознании Мегрэ кажется, что поезд остановился по крайней мере за километр отсюда и долго стоит, долго, в то время как он тревожно прислушивается к тишине.

     А что ему до того, что поезд остановился? Подсознательно отсутствие шума поезда пугает его, как пустота.

     Наконец! Где-то там шум возобновился. Наверху, в небе, позади деревьев движется что-то красное. И ничего больше вокруг! Лишь один Мегрэ стоит и держится за правое плечо. Да нет, это ведь левое плечо! Он пробует пошевелить левой рукой. Ему удается слегка приподнять ее, но... рука, слишком тяжелая, падает.

     В лесу ни звука. Такое впечатление, что тот человек не побежал дальше, а замер в кустах. А вдруг он снова выстрелит, чтобы прикончить Мегрэ, когда тот пойдет к просеке?

     - Идиот! Идиот! Идиот! - клянет себя Мегрэ, сам себе кажущийся отвратительно жалким.

     Зачем ему надо было прыгать с поезда? Рано утром его друг Ледюк будет ждать его на станции в Вильфранше, а служанка приготовит для него лосося.

     Мегрэ идет вперед. Неровной походкой. Метра через три останавливается. В ночи лишь дорога светится, белая от пыли, словно летом. А кровь все течет. Только чуть слабее. Мегрэ зажимает рану рукой. И все же рука вся в крови.

     Даже не верится, что он уже трижды был ранен. Он нервничает, волнуется, словно на операционном столе. Лучше уж резкая боль, чем это медленное вытекание собственной крови.

     Ведь все-таки глупо умереть здесь одному! Сейчас он даже не знает, где находится! А багаж его в это время едет дальше, без него!

     Ну и черт с ним! Пусть стреляет! Он идет быстро, как только можно, наклонившись вперед, в каком-то яростном порыве. Столб-указатель. Луна освещает только правую его часть: 3,5 километра. До какого города, до какой деревни?

     Оттуда, куда повернут указатель, раздается коровье мычание. Небо там чуть светлее. Это, конечно, восток! И начинается рассвет.

     Незнакомца там больше нет. Или он отказался от мысли прикончить его. Мегрэ прикинул, что ему еще хватит сил минуты на три-четыре, и решил использовать их.

     Он идет, как его учили в армии, размеренным шагом, считая, чтобы не думать.

     Корова, что мычала, наверное, с фермы. Там встают рано... Так что...

     Кровь течет вниз, под рубашку, под брючный ремень, до бедра...

     Что это? Он видит свет? Или он уже бредит?

     "Если потеряю больше литра крови...", - думает Мегрэ.

     Да, это свет. Но нужно перейти через вспаханное поле, а это будет потруднее. Ноги вязнут в земле. Он уткнулся в трактор.

     "Эй, люди!.. Кто здесь есть!.. Скорее!.." Он опирается спиной о трактор. Скользит. Уже сидит на земле. Слышит открывающуюся дверь, угадывает, что в чьей-то руке качается фонарь...

     "Скорее!"...

     Только бы человек, который приближается, догадался остановить кровотечение! Ослабевшая рука Мегрэ больше не зажимает рану, вялая, она опустилась рядом с туловищем!

     "Раз... два... раз... два..."

     На каждый счет вытекает очередная порция крови.

     Смутные видения перемежаются пустотой. И на всем печать страха, рождаемого кошмаром.

     Равномерное покачивание... Цокот копыт... Под головой солома, а справа мелькают деревья...

     Это Мегрэ понял. Он лежит в повозке. Уже рассвело. Повозка медленно двигалась по дороге, обсаженной с обеих сторон платанами...

     Не поворачивая головы, он открыл глаза... В поле зрения наконец попал мужчина, который шел вразвалку, помахивая кнутом.

     Не бредит ли он? Мегрэ не видел лица человека из поезда. Он лишь смутно помнил его фигуру, ботинки из мягкой лакированной кожи и серые шерстяные носки.

     Тогда почему же он думает, что везущий его крестьянин и есть тот самый человек с поезда?

     Перед ним было грубое лицо с большими седыми усами, с густыми бровями... И светлые глаза, которые смотрели прямо, не обращая внимания на раненого...

     Где они?.. Куда едут?..

     Комиссар двинул рукой и почувствовал что-то непривычное, стянувшее ему грудь, какую-то толстую повязку.

     Затем в голове его все смешалось в тот самый момент, когда солнечный луч неожиданно ударил ему в глаза.

     Потом были дома, белые фасады... Широкая улица, вся утопающая в свете... Шум позади повозки, шум идущей толпы... И какие-то голоса... Но слов он не разобрал. Толчки отдавались болью...

     Толчки прекратились... Теперь его только качало сверху вниз и из стороны в сторону - ощущение, которого он никогда раньше не испытывал...

     Он лежал на носилках... Впереди шел мужчина в белом халате... Кто- то закрыл большие решетчатые ворота, за которыми толпились люди... Кто-то пробежал...


     "Быстрее отнесите его в палату..."

     Он не поворачивал головы. Не думал. Однако следил глазами за происходящим.

     Пересекли парк, где стояли невысокие аккуратные здания из белого кирпича. На скамейках сидели люди в одинаковой серой одежде. У некоторых были повязки на голове или ноге. Суетились медсестры...

     Его мозг лениво и безуспешно пытался составить слово "больница"...

     Где тот крестьянин, похожий на человека из поезда?

     У-мм-мм!.. Его поднимают по лестнице... Больно... Мегрэ вновь просыпается и видит мужчину, который моет руки и внимательно смотрит на него.

     Его словно что-то толкнуло... У этого человека была бородка, густые брови.

     Был ли он похож на того крестьянина?.. Во всяком случае, он похож на человека с поезда!..

     Мегрэ не мог говорить. Он открыл рот. Человек с бородкой спокойно сказал:

     "Положите его в третью... Лучше ему быть отдельно от других, из-за полиции..."

     Как из-за полиции? Что это значит?

     Люди в белом увезли его, вновь провезли через парк. Светило солнце, какого комиссар еще никогда не видел: такое яркое, такое веселое, что, казалось, оно заполняет собой все вокруг!

     Его положили на кровать. Стены белые. Здесь почти так же жарко, как в поезде. Где-то раздался голос: "Комиссар спрашивает, когда он сможет..."

     Но разве не он комиссар? Он ни о чем не просил! Все это смешно!

     А главное, эта история с крестьянином, который был похож на доктора и на человека с поезда!

     А вообще, была ли у человека с поезда седоватая бородка? А усы? А густые брови?

     "Разожмите ему челюсти... Хорошо... Достаточно..."

     Доктор наливал ему что-то в рот.

     "Чтобы прикончить, черт побери, чтобы его отравить!" - решил комиссар, теряя опять сознание.
x x x


     Когда к вечеру Мегрэ пришел в себя, сестра, дежурившая у его постели, вышла в коридор, где ожидало пять человек: следователь из Бержерака, прокурор, комиссар полиции, судебный секретарь и судебно- медицинский эксперт.

     "Вы можете войти! Но профессор советует не слишком его утомлять. Впрочем, у него такой странный взгляд, не удивлюсь, если он сумасшедший!"

     Все пятеро переглянулись с понимающей улыбкой.
II ПЯТЕРО РАЗОЧАРОВАННЫХ


     Это было похоже на мелодраму в исполнении плохих актеров: медсестра вышла из палаты с улыбкой, бросив на прощание взгляд, который означал: "Оставляю вас ненадолго".

     Пятеро мужчин заполнили комнату, каждый улыбался по-своему и в то же время одинаково угрожающе. Казалось, все это не всерьез, что они делают это специально, что они хотят сыграть с ним какую-то шутку!

     "Прошу вас, господин прокурор..."

     Коротенький мужчина с прической ежиком, с грозным взглядом, который он, наверное, специально отрабатывал, чтобы привести его в соответствие со своей должностью. И напускная холодность, недоброжелательность!

     Он небрежно прошествовал мимо постели Мегрэ, бросив на того короткий взгляд, затем, словно на церемонии, встал у стены, держа шляпу в руке.

     И таким же образом продефилировал следователь, ухмыльнулся при взгляде на больного и стал рядом со своим начальником.

     Затем секретарь... Они уже втроем стояли вдоль стены, похожие на трех заговорщиков!.. И вот, наконец, к ним присоединился врач!..

     Остался лишь комиссар полиции, толстяк с глазами навыкате, который собирается играть роль палача.

     Вот он бросает взгляд на окружающих. Затем медленно опускает руку на плечо Мегрэ.

     "Ну что, попался!"

     В любое другое время это могло быть очень смешно... Сейчас же Мегрэ даже не улыбнулся, наоборот, тревожно нахмурил брови.

     Его беспокоило собственное состояние! Ему по-прежнему казалась расплывчатой граница между реальностью и бредом, и с каждой минутой эта грань стиралась все больше.

     А тут перед ним разыгрывают настоящую пародию на допрос! Этот смешной полицейский комиссар изображал из себя великого хитреца.

     "Признаться, я доволен, что наконец-то увидел, на что похожа твоя физиономия".

     А четверо остальных у стены молча наблюдали.

     Удивленный Мегрэ глубоко вздохнул, достал правую руку из-под простыни.

     "На кого ты напал этой ночью?.. Опять на женщину или девушку?"

     Только теперь Мегрэ понял, как много придется ему говорить, чтобы объяснить сложившуюся ситуацию, и это привело его в ужас. Он был измучен. Ему хотелось спать. Все тело его болело.

     "Чего уж там..." - пробормотал он и слабо махнул рукой. Те ничего не поняли. Он повторил, еще тише: "Чего там... Завтра..."

     Он закрыл глаза и в голове его вскоре смешались прокурор, следователь, врач, комиссар и судебный секретарь в один образ, похожий на хирурга, и на крестьянина, и на человека с поезда.
x x x


     На следующее утро он сидел в постели, вернее, туловище его было слегка приподнято двумя подушками, и смотрел на медсестру, которая ходила взад и вперед, освещенная солнцем, и наводила порядок в комнате.

     Это была красивая девушка, высокая и крепкая, яркая блондинка. Она вызывающе и одновременно опасливо поглядывала на больного.

     - Скажите-ка... Ведь сюда приходило вчера пять каких-то мужчин?..

     Та высокомерно усмехнулась:

     - Не выйдет!

     - Как хотите... Скажите тогда, зачем они сюда приходили...

     - Мне нельзя с вами разговаривать, я вас предупреждаю, что я передам все, что вы мне скажете!

     Забавнее всего то, что в этой ситуации Мегрэ испытывал какое-то удовлетворение, как это бывает, когда рано утром до полного своего пробуждения упрямо пытаешься досмотреть какой-то сон.

     Солнце было яркое, как в детских сказках-картинках. Где-то за окном проехали верхом солдаты, и, когда они завернули за угол, раздался победный звук горна.

     В это время сестра проходила рядом с кроватью и Мегрэ, чтобы привлечь ее внимание и вновь расспросить, ухватил двумя пальцами подол ее платья.

     Та обернулась, издала страшный вопль и выбежала из комнаты.

     Все более или менее утряслось лишь к полудню. Доктор снимал с Мегрэ повязку, и в это время пришел полицейский комиссар. На нем была новенькая соломенная шляпа, ярко-синий галстук.

     - Вы даже из любопытства не заглянули в мой бумажник? - вежливо спросил Мегрэ.

     - Вы прекрасно знаете, что у вас нет бумажника!

     - Ну да! Тогда все понятно. Позвоните в полицейское управление. Вам скажут, что я начальник отдела, дивизионный комиссар Мегрэ. Если хотите сделать это поскорее, сообщите моему коллеге Ледюку, у него свой дом в Вильфранше. Только, прежде всего, соблаговолите мне сказать, где я нахожусь!..

     Полицейский все еще не сдавался. Он иронически улыбнулся. Даже пару раз слегка подтолкнул доктора локтем.

     До самого прибытия Ледюка, приехавшего в старом "форде", все держались настороже.

     Наконец им пришлось признать, что Мегрэ - это действительно Мегрэ, а не маньяк из Бержерака.
x x x


     У Ледюка было холеное розовое лицо довольного жизнью рантье. С тех пор, как он ушел из полиции, он старался делать вид, что не курит ничего, кроме пенковой трубки, вишневый чубук которой высовывался из кармана.

     "Вот коротко об этой истории: я сам не из Бержерака, но езжу туда каждую субботу на рынок на своей машине... Заодно обедаю в гостинице "Англия"... Ну, так вот, почти месяц назад на шоссе нашли мертвую женщину... Точнее говоря, задушенную... И не просто задушенную! Убийца был такой садист, что уже мертвой он ей всадил в сердце огромную иглу..."

     Кто была эта женщина?

     - Леонтин Моро, с фермы Новая Мельница. У нее ничего не украли...

     - И не...?

     - Нет, ее не пытались изнасиловать, хотя это была женщина красивая, лет тридцати... Преступление произошло вечером, с наступлением темноты, когда та возвращалась от невестки... Это первое!.. А второе!

     - Их было два?

     - Два с половиной... Вторая жертва - шестнадцатилетняя девочка, дочка начальника вокзала, она поехала покататься на велосипеде... Ее нашли в таком же состоянии...

     - Вечером?

     - На следующее утро. Но преступление совершено было вечером. Наконец, третий случай. Это было с горничной из гостиницы, она ходила в гости к брату, он путевой смотритель и работает на участке дороги в пяти-шести километрах отсюда... Она шла пешком... Кто-то внезапно схватил ее сзади и опрокинул... Но это крепкая женщина... Ей удалось укусить нападавшего в руку... Тот крикнул и убежал... Она видела его смутно, лишь со спины, когда сама убегала через лес...

     - Это все?

     - Все! Все люди уверены, что речь идет о сумасшедшем, который прячется в лесах поблизости. Никто и мысли не допускает, что это может быть кто-нибудь из жителей городка... Когда фермер заявил, что нашел на дороге тебя, все подумали, что это ты убийца и что тебя ранили, когда ты опять пытался совершить преступление...

     Ледюк был серьезен. В этой ошибке он, видимо, не видел ничего смешного.

     - Впрочем, - добавил он, - есть люди, которые и сейчас так думают.

     - Кто занимается расследованием этих преступлений?

     - Прокуратура и местная полиция.

     - Ну хорошо, оставь меня, я посплю.

     Без сомнения, причиной этому была его слабость. Мегрэ все время неодолимо хотелось дремать. Хорошо он себя чувствовал лишь в полудреме, если можно, повернувшись к солнцу, лучи которого проникали сквозь закрытые веки.

     Теперь у него были новые образы, которые он должен был построить, оживить в уме, как ребенок, оживляющий разноцветных солдатиков из коробки с игрушками. Тридцатилетняя фермерша... Дочка начальника вокзала... Горничная из гостиницы...

     Он вспомнил лес, высокие деревья, светлую дорогу и представлял себе это нападение, жертву в пыли дороги и убийцу, заносящего над ней огромную иглу...

     Трудно себе представить! Особенно здесь, в больничной палате, куда доносится ровный шум улицы. Кто-то минут десять пытался завести мотор своей машины прямо под самым окном Мегрэ. Приехал доктор в быстрой и послушной машине, которую он вел сам.

     Было восемь часов вечера, и свет уже был зажжен, когда врач склонился над Мегрэ.

     - Это серьезно?

     - Скорее, это надолго... Недели две постельного режима...

     - А я не могу переехать в гостиницу?

     - Вам здесь плохо?.. Конечно, можете, если есть кому ухаживать за вами...

     - Скажите... Что, между нами говоря, вы сами думаете об этом сумасшедшем из Бержерака?

     Врач долго молчал. Мегрэ уточнил:

     - Вы, как и все, думаете, что это маньяк, который живет в лесу?

     - Нет!

     Черт побери! У Мегрэ ведь было время поразмыслить над этим, вспомнить подобные дела, уже знакомые ему или о которых он слышал!

     - Это человек, который обычно ведет себя, как вы и я, не так ли?

     - Возможно!

     - Другими словами, очень может быть, что он живет в Бержераке и имеет какую-то профессию, место...

     Доктор как-то странно посмотрел на него, не решаясь что-то сказать.

     - Вы кого-то подозреваете?

     - Было много предположений, одно за другим... Я раздумываю над ними... С возмущением отвергаю... Опять к ним возвращаюсь. Если смотреть под определенным углом, то любого можно заподозрить в нарушении психики.

     Мегрэ засмеялся:

     - Вы перебрали всех в городе! От мэра и даже прокурора до первого встречного... Но забыли и своих коллег, и больничного сторожа...

     Нет, врач не смеялся!

     - Минутку!.. Не двигайтесь... - сказал он, зондируя рану с помощью тонкого лезвия. - Это страшнее, чем вы думаете...

     - Сколько жителей в Бержераке?

     - Тысяч шестнадцать... Судя по всему, этот сумасшедший из самых высоких слоев... и даже...

     - Ну, конечно, игла! - проворчал, поморщившись Мегрэ, - доктор сделал ему больно.

     - Что вы имеете в виду?

     - Что эта игла, вонзенная в сердце безошибочно два раза подряд, свидетельствует о некотором знании анатомии...

     Наступила тишина. Доктор озабоченно наморщил лоб. Он заново перевязал плечо и грудь Мегрэ, со вздохом выпрямился.

     - Вы говорили, что предпочли бы гостиницу?

     - Да... Я вызову жену...

     - Вы хотите заняться этим делом? - Еще как!

     Дождь бы все испортил. Но уже не меньше двух недель не было ни капли дождя.

     Мегрэ устроился в лучшем номере гостиницы "Англия", на втором этаже. Его кровать была придвинута к окнам, так что он наслаждался видом площади, где наблюдал за тенью, медленно покидавшей один ряд домов, чтобы переползти на противоположный.

     Мадам Мегрэ приняла случившееся, как принимала все, без удивления, спокойно. Всего лишь час она находилась в гостиничном номере, и он уже стал ее комнатой, которую она устроила по-своему.

     Такой же мадам Мегрэ была два дня назад в Эльзасе, у постели рожавшей сестры.

     - Громадная девочка! Ты бы видел ее! Весит около пяти килограммов!

     Она спрашивала доктора:

     - Что ему можно есть, доктор? Хороший куриный бульон? А что ему надо запретить, так это его трубку!.. Это для него как пиво!.. Будет просить ее каждый час...

     На стенах были странные красно-зеленые обои! Кроваво-красные. Кричаще зеленые! Длинные полосы, которые прямо звенят на солнце!

     А отвратительная гостиничная мебель из американской сосны, покрытая лаком, качающаяся на своих слишком тонких ножках!

     Огромная комната с двумя кроватями. И камин, которому лет двести, куда вставили дешевый радиатор.

     - Чего я не пойму, так это почему ты спрыгнул вслед за этим человеком с поезда... А если бы ты упал на рельсы...

     О, знаешь что? Я приготовлю сейчас тебе сливки с лимоном... Надеюсь, они разрешат мне пользоваться кухней...

     Теперь Мегрэ реже снились кошмары. Даже когда он закрывал глаза под лучами солнца, мысли его были более или менее ясны.

     Но Мегрэ продолжал вдыхать жизнь в персонажи, придуманные воспаленным воображением.

     "Первая жертва... Фермерша... Замужем?.. Есть дети?.."

     - Замужем за сыном хозяина... "Но не слишком ладит со свекровью, которая винит ее в том, что она слишком кокетлива, надевает шелковое белье, чтобы доить коров...

    

... ... ...
Продолжение "Маньяк из Бержерака" Вы можете прочитать здесь

Читать целиком
Все темы
Добавьте мнение в форум 
 
 
Прочитаные 
 Маньяк из Бержерака
показать все


Анекдот 
Уpок... Маpь Иванна пишет на доске.
Вдpуг pаздается стук в двеpь и появляется Вовочка.
(МИ) - Сидоpов! Опять опоздал! Что случилось?
(В) - Да я, Маpь Иванна, каpтошку жаpил.
(МИ) - Hу ладно, садись...
Только писать начала, опять стук и заходит Танечка.
(МИ) - Та-аак, а ты, Каpтошкина, где была?
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100