Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум

Джалаладдин Руми - Руми - Н.Османов. Руми (Предисловие к сборнику стихов)

Старинные >> Античная литература >> Древневосточная литература >> Джалаладдин Руми
Хороший Средний Плохой    Скачать в архиве Скачать 
Читать целиком
Н.Османов. Руми (Предисловие к сборнику стихов, 1957г.)

В начале ХIII века на Среднюю Азию и Иран неумолимой лавиной надвигались орды Чингиз хана. Огромная империя хорезмшахов могла выставить зна- чительно больше войск, чем монгольские полчища, но государство хорезмшахов раздиралось внутренними противоречиями и междоусобицами. Слабовольный шах Мухаммед не смог собрать свои военные силы, чтобы дать решительное сражение. Правители отдельных частей государства были разбиты монголами поодиноч- ке, такие большие города, как Бухара, Самарканд, Ургенч и другие, были взяты штурмом. Попытки талант- ливого полководца, сына шаха Джалалуддина, объеди- нить силы и оказать сопротивление натолкнулись на противодействие влиятельных феодалов и придворных, не заинтересованных в возвышении и восшествии на престол сильной личности.
Предвидя надвигающуюся опасность, отец будущего поэта Руми Бахауддин в 1220 году покинул древний город Балх (ныне на территории Афганистана). Его сыну Джалалуддину тогда было четырнадцать лет Бахауддин намеревался совершить паломничество в Мекку, а затем поселиться где-либо в отдаленной стра- не, не подвергая себя и семейство жестоким гонениям монгольских завоевателей.
По отцу род Бахауддина возводили к первому ха- лифу Абу-Бекру (632-634). Существует предание, что мать Бахауддина была принцессой из дома хорезмша- хов и что шах Мухаммед покровительствовал Бахауд- дину как выдающемуся суфийскому проповеднику.
Биографы Руми утверждают, что по пути в Мекку Бахауддин остановился в городе Нишапуре у крупней- шего поэта и теоретика суфизма Фаридуддина Аттара и что престарелый поэт подарил мальчику рукопись поэмы "Асрар-наме". Однако источники не соообщают об этом факте достоверных сведений. По-видимому, эта легенда обязана своим происхождением тому факту, что Аттар и Бахауддин принадлежали к одному тече- нию суфизма.
Через Багдад Бахауддин отправился в Мекку и че- рез Сирию направился в Эрзинджан (в Малой Азии). Правитель этой области Бахрамшах * оказал ему свое покровительство. Бахауддин пробыл несколько лет в Ларенде. В этом городе Джалалуддин женился в воз- расте восемнадцати лет на Гоухархатун, дочери выход- ца из Самарканда. От этого брака впоследствии роди- лись сыновья Султан-велед (писавший стихи по-турецки) и Алауддин.
---------------------------------------------------------------

* Бахрамшаху была посвящена поэма Низами "Сокровищница тайн".

---------------------------------------------------------------

В 1229 году Бахауддин был приглашен в Конью султаном Алауддином Кей-Кубадом, при котором сель- джукское государство в Малой Азии достигло вершины своего могущества. Этот правитель вел успешные вой- ны с соседями (главным образом, с Византией и кресто- носцами) и расширил свои владения. При нем выросли города, строились большие здания, развивалась торгов- ля. Султан Алауддин покровительствовал ученым, по- там, суфиям, стараясь через их посредство завоевать симпатии широких кругов населения. В Конье Бахауд- дин стал официальным проповедником и преподавате- лем медресе. В 1231 году, после его смерти, Джалалуд- дин занял место отца.
В течение нескольких лет Руми совершенствовал свои знания в светских науках в различных городах Сирии. Вернувшись в Конью в 1238 году, Руми стал преподавать в медресе богословские дисциплины и чи- тать проповеди. Жизнь его в кругу семьи протекала спокойно, в достатке.
В 1239 году Руми подружился с прибывшим в Конью странствующим суфием Шамсом Табризи. Под влиянием бесед с Шамсом Руми бросил свои занятия и должность. Это вызвало недовольство его друзей, обвинявших странствующего суфия в колдовстве и не- верии, а его нового последователя - в умопомешатель- стве. Духовенство также было возмущено тем, что Руми превратился в монашествующего суфия и проводил большую часть времени в мистических радениях.
В 1242 году Шамс Табризи исчез во время улич- ных беспорядков, труп его не был обнаружен. Руми два года безуспешно искал своего друга. Отчаявшись найти потерянного наставника, Руми вернулся в Конью и целиком посвятил себя суфийским проповедям. Он не занимал официальной должности, но слава и почет его росли с каждым днем. Он пользовался большим авто- ритетом среди многоплеменного населения Коньи, к не- му стекались люди разных вероисповеданий. Руми имел влияние при дворе; всемогущий сельджукский везир Муинуддин Парвана считал себя его учеником. К этому времени относится основание им суфийского ордена моулави (хотя сам он не встал во главе его).
В этот второй период жизни были написаны фило- софские и поэтические произведения Руми. Свои газели он подписывал именем Шамса Табризи, и потому его лирический сборник называется "Дивани Шамси Таб- ризи".
По просьбе главы ордена Хусамуддина Руми взялся написать книгу, которая излагала бы основы суфизма наподобие "Хадика" известного суфийского поэта Санаи. Он назвал свой труд "Маснави"** (1273). "Маснави" состоит из шести книг и содержит около пятидесяти тысяч стихотворных строк.
Руми оставил также философские сочинения, из которых наиболее значительным является "Фихи ма фихи" ("О вещи в себе").
Руми называют соловьем созерцательной жизни. Его лирика - вершина суфийской поэзии, а "Мас- нави" - энциклопедия суфизма, хотя ей не хватает систематичности.
--------------------------------------------------------------- * От арабского слова "моулана" (наш господин) - почетного титула Руми. ** "Маснави" (сдвоенный) называются поэмы с парной рифмой ---------------------------------------------------------------
Суфизм зародился в ремесленных городских кругах, недовольных богатством и роскошью феодаль- ной знати. Суфии порицали земные богатства, осуж- дали показное благочестие официального исламского духовенства, учили, что любовь к людям и добрые дела значат неизмеримо больше, нежели отправление внешних религиозных обрядов. Вместе "с тем они проповедовали, что личность может совершенство- ваться лишь путем отречения от земного, сосредото- ченностью в себе.
Первые суфии были аскетами, но в дальнейшем в суфийские ордена вступили и богатые феодалы и придворная знать, лишь на словах признававшие су- фийские положения о любви к людям.
Суфизм как философское течение не был про- грессивным явлением, поскольку он парализован активность человеческой личности. Вместе с тем вначале он не был и реакционным, так как в первые века своего существования еще не стал на защиту феодальных устоев, выступал против несправедли- вости.
Творчество таких больших поэтов-суфиев, как Санаи, Аттар, Руми, их историко-литературное значе- ние не следует ограничивать рамками суфизма. Они в своей поэзии страстно бичевали жестокость и тиранию правителей, осуждали алчность и корыстолюбие бога- гых, лицемерие и ханжество духовенства, призывали к дружбе и братству между людьми.
Основным мотивом суфийской поэзии была любовь к божеству, выступавшему под именем "истины", "возлюбленной", "друга". Была разработана мистиче- ская терминология, которая со временем утратила свое значение, и в иных стихотворениях даже трудно опре- делить, о мистических категориях идет речь или о зем- ных. Так обстоит дело и со многими газелями Руми
Сборник газелей Руми "Дивани Шамси Табри- зи" - зов сердца, голос души. Об источниках своего вдохновения он пишет:


     Я милостыни у людей не брал,

     То, что велело сердце, я сказал.


    

... ... ...
Продолжение "Н.Османов. Руми (Предисловие к сборнику стихов)" Вы можете прочитать здесь

Читать целиком
Все темы
Добавьте мнение в форум 
 
 
Прочитаные 
 Н.Османов. Руми (Предисловие к сборнику стихов)
показать все


Анекдот 
Папа - это самец мамы.
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100