Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум

Генри Фильдинг - Фильдинг - Опера Граб-стрита, или у жены под башмаком

Старинные >> Старинная европейская литература >> Генри Фильдинг
Хороший Средний Плохой    Скачать в архиве Скачать 
Читать целиком
Генри Фильдинг. Опера Граб-стрита, или у жены под башмаком

----------------------------------------------------------------------------

Перевод Ю. Кагарлицкого

Генри Фильдинг. Избранные произведения в двух томах. Т. 1. М., ГИХЛ, 1954

OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru

----------------------------------------------------------------------------

Sing.

Nom: Hic, hoec, hoc.

Gen: Hujus

Dot: Huic.

Acuss: Hunc, hanc, hoc.

Voc: Caret.

Lil. Gram, quod vid*.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА


     Сэр Овен Апшинкен - джентльмен из Уэльса, любитель табака.

     Мастер Овен Апшинкен - его сын, любитель женского пола.

     Апшонес - арендатор сэра Овена.

     Пазлтекст* - домашний священник, любитель женского пола, табака, выпивки, игры в триктрак*.

     Робин - дворецкий, влюбленный в Свитиссу.

     Вильям - кучер, враг Робина, влюбленный в Сусанну.

     Джон - конюх, влюбленный в Марджери.

     Томас - садовник.

     Леди Апшинкен - жена сэра Овена, превосходно управляющая хозяйством и собственным мужем, ревностная поборница веры.

     Молли Апшонес - дочь Апшонеса, особа строгой нравственности.


     Свитисса - камеристка | особы строгой нравственности,

     Сусанна-кухарка } влюбленные в Робина,

     Марджери-горничная | Вильяма и Джона


     Место действия - Уэльс, Северный или Южный, безразлично.
ВСТУПЛЕНИЕ
Скриблерус*, актер.



     Актер. Я от всей души одобряю ваше решение переименовать свою оперу из Валлийской в оперу Граб-стрита *.

     Скриблерус. Я рассчитываю, сэр, что подобный шаг наилучшим образом зарекомендует меня перед ученым обществом, носящим такое имя: ведь его членам нравится только то, что бесспорно принадлежит им самим.

     Актер. Уверяю вас, это послужит вам хорошей рекомендацией в моих глазах и, надеюсь, в глазах всего города.

     Скриблерус. Вы еще только пробуете свои силы на театральном поприще, и с вашей стороны было бы просто неблагоразумно идти против общества, которому признанные театры выказывают столь явное уважение. Да и публика, как видите, всегда на его стороне, ибо не следует думать, будто члены этой могущественной корпорации непременно обитают на той улице, от которой она получила свое наименование. Нет, установления Граб-стрита столь же всеобщи, как и установления Королевской Скамьи *. Они распространяются на все степени и звания, и нет ничего удивительного, если вы встретите одного нашего члена в лентах, а другого в лохмотьях.

     Актер. Но пусть все общество будет единодушным в похвалах вам!

     Скриблерус. Ну, что касается меня, то никто еще, пожалуй, не испытывал большей уверенности в благосклонном приеме. Успех, который имела Валлийская опера, породил эту. Из предыдущей я сохранил только то, что снискало наибольшее одобрение публики. В первом акте вы обнаружите некоторые добавления; второй и третий, за исключением одной сцены, написаны заново.

     Актер. Вы сделали добавления даже в сцене перебранки или, как вы изволите ее называть, ругательской.

     Скриблерус. О сэр, маслом каши не испортишь! Невероятная склонность к брани - самая характерная особенность Граб-стрита. С каким воодушевлением Робин и Вилл целых полстраницы обвиняют друг друга во лжи! "Ты врешь!" - "И ты врешь!" Ей-богу, все остроумие Граб-стрита в этих двух коротких словечках: "Ты врешь".

     Актер. Считается, что отпарировать подобным образом - значит совершенно обезоружить противника; вот почему споры между джентльменами всегда кончаются этими словами.

     Скриблерус. Да и мы поминутно прибегаем к ним, сэр. Я, кажется, первый, кто попытался ввести такого рода остроты на сцену, однако в нашем обществе, где многие увлекаются политикой, они уже давно в ходу. Короче говоря, только такое остроумие и процветает в среде политиков.

     Актер. Ну что же, соберите и вы такие же плоды, какие удается пожинать политикам. Но не скажете ли, сэр, в чем состоит сюжет или основная идея вашей оперы? Я что-то не разобрал толком на репетициях.

     Скриблерус. Ну, сюжет я придумал просто восхитительный! Правда, обнаружив, что публика остается равнодушной к нашим английским операм, каков бы ни был их сюжет, я от него отказался. Зато идея у меня глубокая, очень глубокая: моя опера написана, сэр, с целью научить человечество бережливости. Это своего рода семейная опера, vade mecum {Путеводитель. Буквально: "Иди со мной" (лат.).} супруга. Каждому женатому человеку совершенно необходимо иметь ее в своем доме. Если вы не возражаете, я сейчас скажу несколько слов публике относительно своего замысла, а вы пока что пойдите за кулисы и сделайте необходимые приготовления.

     Актер. Я буду ждать вас там, сэр.
ПРОЛОГ


     В сих скромных сценах автор с чувством меры

     Преподает полезные примеры,

     Здесь учит он, как ладить меж собой,

     Как управлять супругой и слугой,

     Здесь учит он, что слуги плутоваты

     И что мужья по воле жен рогаты,

     Что ревность возникает оттого,

     Что разум слеп, а глаз острей его,

     Что юношам полезно жить любовью,

     Но... соразмерно своему здоровью,

     Что иногда и пасторская речь

     От заблуждений может уберечь,

     Что маловерок можете найти вы

     Средь женщин, что всегда благочестивы,

     Что скромность надо предпочесть всему, -

     И больше он не учит ничему {*}.


     {* Все стихотворные переводы в этой пьесе принадлежат Д. Самойлову.}
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
ЯВЛЕНИЕ 1


     Дом сэра Овена Апшинкена. Сэр Овен и Пазлтекст курят.


     Сэр Овен. Вот ваш стакан, мистер Пазлтекст, и давайте кончать завтрак, пока моя супруга не встала. Ах, Пазлтекст, каково человеку моего положения жить в вечном страхе перед женой! Раз в день напиться спокойно не дадут - сейчас нагоняй!

     Пазлтекст. Под женой ходить - невеселое дело. Но такова уж судьба многих честных джентльменов! (Поет.)


     Плохо дело, друг,

     Коль попал ты под каблук, -

     Каждый день тебя бранят и попрекают;

     Ни винца тебе хлебнуть,

     Ни девчонку ущипнуть.

     А себе грехи охотно отпускают.


     Было б это невтерпеж,

     Да везде одно и то ж

     И всегда одно и то ж, без перемены.

     Будь ты молод, будь ты сед,

     Обними меня, сосед,

     И пожмем друг другу руки, джентльмены.


     Сэр Овен. Ах, Пазлтекст, мне бы только сидеть да покуривать трубочку, и чтоб никто меня не тревожил - лучшей жизни и не надо.

     Пазлтекст. Табак - штука пользительная. Сколько ни выкуришь - все во благо!
ЯВЛЕНИЕ 2


     Те же и леди Апшинкен.


     Леди Апшинкен. Ни свет ни заря уже бражничаем! Видно, горбатого могила исправит, сэр Овен! Но я больше палец о палец не ударю ради такого бездельника. А вам, мистер Пазлтекст, стыдно поощрять пьянство.

     Пазлтекст. Прошу прощения, ваша милость! Право, я сегодня только пригубил за ваше здоровье. На вино, коли оно веселит наш дух, запрет не наложен. Я враг излишеств, но бутылочка-другая, а ежели ты против вина стоек - и третья дозволительны. Помню, мне случалось читать проповеди во обладании всеми чувствами и после четвертой.

     Леди Апшинкен. Мыслимо ли это! Четыре бутылки, по-вашему, не излишество?!

     Пазлтекст. Для кого как. Судить надобно не по тому, знатно ли выпито, а по тому - знатный ли выпил.

     Леди Апшинкен. Что-то не уразумею я ваших мудрствований, хоть и знаю толк в божественном.

     Пазлтекст. Как же, как же, сударыня! Усердие, с которым вы изучаете священное писание, делает честь всему женскому полу, и вас следовало бы величать валлийским светочем богословия.

     Леди Апшинкен. Я стараюсь поддерживать веру у нас в приходе и когда-нибудь охотно займусь с вами выяснением того, как следует понимать термин "излишество". А сейчас мне надобно сообщить вам кое-что о своем сыне. Я заметила, он слишком вольно ведет себя со служанками.

     Пазлтекст. С которой же из них, сударыня? (В сторону.) Надеюсь, не с той, что мне самому приглянулась?

     Леди Апшинкен. По правде говоря, со всеми. И если мы не вмешаемся - боюсь, придется нам услышать о браке, не больно-то желательном. Вы понимаете, мистер Пазлтекст, каким для нас было бы горем, если б наш единственный сын погубил себя.

     Пазлтекст. Что ж нам предпринять?

     Леди Апшинкен. Я знаю только один способ помешать ему: он не сможет жениться ни на одной из них, если все они повыходят замуж. У нас ровно столько слуг, сколько служанок. Я полагаюсь на вас - пережените их всех. Пока в доме останется хоть одна незамужняя девушка, я не успокоюсь. Увы, мистер Пазлтекст, мальчик пошел не в меня, а в отца: у него в голове одни шашни. Природа щедро его одарила, только насчет головы не позаботилась.

     Пазлтекст. Велика власть любви над юными умами. (Поет.)


     Когда любовью болен солдат,

     Не надо ему ни меча, ни лат.

     На что уж был храбр герой Ахилл,

     И тот на прялку свой меч сменил *.

     Веселые древние боги порой

     Для шлюх покидали небесный покой,

     Юпитер из них был первый ходок -

     На небе никак усидеть он не мог.


     Леди Апшинкен. Вы, наверно, обо всем уже выспросили у них в церкви, так что нужно только поторопить их со свадьбами. Поверьте, я уж не забуду вашей услуги! Сейчас я отправлюсь малость покататься в коляске по парку, а вас прошу помнить, что время не ждет.

     Пазлтекст. Вы слышали, сэр, что говорит миледи? Как же мне поступить?

     Сэр Овен. В точности, как она велит. Коли она не мешает мне покуривать трубочку, я не вмешиваюсь в домашние дела. Пускай себе управляет, пока я курю!

     Пазлтекст. Честное слово, сэр Овен, вы прямо эпикурейский философ. А теперь пойду искать молодого сквайра *: этот - философ иного толка.
ЯВЛЕНИЕ 3


     Молодой Овен один, в руках у него два письма.


     Овен. Сегодня Робин и Свитисса собираются обвенчаться. Если я им не помешаю, мне ее не видать. Когда женщина понимает, что к чему, по мне - она слишком много понимает. Ну кто еще претерпевал такие трудности в поисках предмета любви?! Женщина, побывавшая в чужих руках, мне не годится, а побывавшая хоть раз в моих, говорит, что я не гожусь. (Поет.)


     Как мучится, страдает

     Любовник, что слаб и хил,

     Любовь, как дым, растает,

     И милой он не мил.

     Но как зато прекрасно

     Прижать подругу страстно

     И знать, что не напрасно

     Растрачиваешь пыл.
Вот два письма, которые я смастерил: одно будто бы от Сусанны Робину, другое - от Вильяма Свитиссе. Надо их подкинуть так, чтоб каждый из влюбленных нашел письмо, адресованное не ему. Их ревность будет мне на руку, и, таким образом, Свитисса достанется мне невинной.
ЯВЛЕНИЕ 4


     Пазлтекст, Овен.


     Пазлтекст. А я вас ищу, мастер Овен! Хочу преподать вам несколько полезных наставлений, дитя мое. С горечью узнал я, что вы намерены жениться на особе ниже вас по рождению и опозорить этим свою семью.

     Овен. Не утруждайте себя моими сердечными делами, дорогой пастор! Я женюсь для своего удовольствия, а не для вашего.

     Пазлтекст. Лишь бы вас не осудили за этот брак. Подумайте, хорошенько подумайте о том, какое вы занимаете положение в обществе. (Поет.)


     Одумайтесь, прошу вас, мой славный господин,

     Ведь вы же сами Апшинкен и Апшинкена сын,

     Вы побывали в Оксфорде и в Лондоне к тому же,

     Вы в люди выбились почти, почти что вышли в щеголи,

     И вам жениться кое-как, ей-богу, не убого ли?!
Вы должны управлять своими чувствами, мастер Овен.

     Овен. Проповедуйте сколько душе угодно, господин пастор, мне до вас дела нет! Глупее глупого, когда старик смеется над любовью.

     Пазлтекст. Или юнец над старостью.

     Овен. Или вельможа, попавший в немилость, над королевским двором. (Поет.)


     Кто плох, чтоб быть среди повес,

     Порочит их забавы,

     А кто в вельможи не пролез,

     Хулит их быт и нравы.

     Напрасный труд!

     Ведь все поймут,

     Почему он так благороден:

     А потому,

     Что ни к тому,

     Ни к этому делу не годен,

     не годен,

     Ни к этому делу не годен.
К тому же, ваше преподобие, вы сами, верно, не всегда управляли своими чувствами, хоть любите других поучать. Поэты тоже охотники высмеивать чужие промахи, а сами пишут еще худший вздор.

     Пазлтекст. Притворщица осуждает чужие грешки, а сама грешней иного грешника.

     Овен. Пастор прочтет проповедь против пьянства - ив пивную.

     Пазлтекст. Истинная правда - если только речь идет о пресвитерианском пасторе *. (Поет.)


     Хулил блудниц один чудак,

     Суля им страшный суд,

     Хотя они его никак

     Не сбили бы на блуд,

     Будь их больше, чем звезд, чем птиц и зверей,

     В городах фонарей и в морях кораблей

     Или больше, больше, больше, чем

     Девиц у Дрюри-Лейн *.


     Овен. Слабенькие у тебя сравненьица, словно пиво в бутылках. А заставить тебя замолчать так же трудно, как вытащить из пивной!


     Поют.


     Пазлтекст.


     Едва сверкнет лучами

     Светило над холмами,

     холмами,

     Охотник на лугу

     Со сворой гончих мчится,

     да мчится.


     Овен.


     А я поволочиться,

     поволочиться,

     За девами бегу.


     Пазлтекст.


     В лугах Водфорта заяц

     Скрывается, мерзавец,

     И сам король такому зайцу рад.


     Овен.


     А мне милей, ей-богу,

     Девица-недотрога,

     Моя охота лучше во сто крат!


     Пазлтекст.


     Как весело видеть взъяренную свору

     И зайца, что скачет, подобно актеру.

     Он по полю мчит и собак горячит.

     Но нет, не обманешь стрелка!

     Он справа мелькнет,

     Он влево скакнет.

     Петляешь, дружок!

     Последний прыжок -

     И кончилась жизнь беляка,


     Овен.


     Приятней на юную деву взглянуть,

     К себе притянуть, устами прильнуть,

     Касаться рукой, теряя покой,

     И видеть, как тает она.

     И слезы, и трепет,

     И вздохи, и лепет,

     Объятья, лобзанья,

     Признанья, касанья

     Пьянят, как бутылка вина.
ЯВЛЕНИЕ 5


     Свитисса, Марджери.


     Свитисса. Если б ты знала, что такое любовь, ты поняла бы, как можно слугу предпочесть хозяину.

     Марджери. Это не удивило бы меня, Свитисса, будь наш молодой сквайр, как другие деревенские господа. Но ведь он светский молодой человек, Свитисса.

     Свитисса. Упаси нас бог от этих светских господ!

     Марджери. Ты боишься, что он станет бегать за другими, а ты его ревновать?

     Свитисса. Тьфу! Да его и ревновать не стоит! Бегает за каждой юбкой, а сам, верно, не знает, что такое женщина. Языком горазд болтать, да пылу нет. А может, пылу хоть отбавляй, да сам ни на что не гож. Как жила я с хозяйкой в Лондоне, нагляделась я на этих щеголей; иные даже ухаживать за мной пробовали. Видала я подобных вздыхателей, да только смотреть тут не на что. (Поет.)


     Гуляки пестрый шьют наряд,

     Стремясь к лихим утехам,

     Но наши вдовы их корят

     И гонят прочь со смехом.

     Попробуй с ворона содрать

     Павлинье оперенье -

     С презреньем будут все взирать

     На жалкое творенье.
Ах, Марджери, у Робина в одном мизинце больше силы, чем в целом таком щеголе!

     Марджери. Да и плутовства...

     Свитисса. Знаю, тебе Вильям на него наговорил. Только это все враки, просто Вильям метит на его место.

     Марджери. Скорей тебе наговорили на Вильяма.

     Свитисса. Послушай, Марджери. Когда слуги бранят дворецкого, можешь не сомневаться в его честности. Надо же им кого-нибудь бранить! А свалят все на дворецкого - хозяева выходят чистенькие.

     Марджери. Не стала бы я все-таки заводить такого жениха!

     Свитисса. Впрочем, будь даже все, что ты говоришь, правдой, какое мне до того дело? Если б женщины надумали вдруг не выходить замуж за мошенников, свадьбы среди знати стали б совсем в диковинку!.. (Поет.)


     Раздельно я и Робин

     Не можем прожить ни дня.

     Любого надуть он способен,

     Но, нет, не надует меня.

     Крадет у хозяина? Что ж!

     Он в долю хозяйку берет.

     А тех, кому он не хорош,

     Пусть черт поскорей поберет.


     Марджери.


     А вдруг попадется ваш друг,

     Подумайте, что за позор!

     Зацепят веревку за сук,

     И кончен тогда разговор.


     Свитисса.


     Пусть нищих пугают петлей -

     У них ни добра, ни земли.

     А кто обзавелся землей -

     Сумеет избегнуть петли.
Это я, конечно, не о Робине. Будь у предков моего хозяина такие добрые слуги, как Робин, он был бы теперь куда богаче!
ЯВЛЕНИЕ 6


     Робин, Свитисса.


     Робин.


     Моя Свитисса,

     Ко мне обратися,

     Ко мне прикоснися

     И обнять разреши.

     На тебя я взираю,

     Огнем я пылаю...


     Свитисса.


     В объятьях моих ты его потуши...


     Робин. О моя Свитисса! Ты стройнее стройного дерева, прелестней прелестного цветка. Руки твои белы и теплы, как молоко, грудь твоя бела и холодна, как снег; ты смесь всех совершенств, ты сад блаженства, в котором пребывает моя душа! Я хочу изучить каждую его тропинку, заглянуть в каждый его уголок, всюду, всюду...

     Свитисса. О Робин! Невозможно сказать, как я люблю тебя. Это так же трудно, как узнать, сколько воды в море.

     Робин. Свитисса моя, если б даже я был учен, как автор оперы, которая лежит у нас на окне в гостиной, я все равно не знал бы, с чем сравнить свою любовь.

     Свитисса. Поверь, ни одно слово любви, сказанное тобой, не останется без ответа. (Поет.)


     Когда влюбленные сердца

     Пылают страстью без конца,

     Как сладко ноет грудь!

     И ты противишься сперва,

     А после никнет голова, -

     И тут уж все забудь.


     Робин. О моя Свитисса, я жду не дождусь той минуты, когда пастор соединит нас узами, разрезать которые способны лишь ножницы судьбы!

     Свитисса. Как чарует меня твой голос. Он для меня слаще звука волынки! Век бы слушала!

     Робин. А я век бы глядел на тебя! Лицо твое сияет ярче серебра. Если б я умел так начищать серебро, я был бы король дворецких.

     Свитисса. Ах, Робин, моя кожа не знает притираний! Цветом своим мое лицо обязано природе, а не искусству. Честное слово, за время, что я служу при госпоже, я наложила на ее щеки немало румян, но не стащила для себя ни наперстка.

     Робин. Прощай, дорогая, мне надо еще наточить ножи. Тем временем пастор вернется с обхода, и мы сегодня же утром обвенчаемся. О Свитисса, легче измерить глубины бездонного моря, чем мою любовь!

     Свитисса. Или измерить глубины женской совести, чем рассказать тебе о моей.

     Робин. Моя любовь глубока, как знания врачей.

     Свитисса. Моя - как планы государственных деятелей.

     Робин. Моя - как добродетель шлюхи.

     Свитисса. Моя - как честность адвокатов.

     Робин. Моя - как благочестие священников.

     Свитисса. Моя... не знаю как что.

     Робин. Моя... моя... ей-богу, не знаю как что! (Поет.)


     Чтоб описать мою любовь,

     Слова для чувства обрести,

     Я полагаю, нужно вновь

     Людской язык изобрести.

     С чем же, скажи, сравнить мне любовь свою?

     Итак, дорогая, итак, дорогая, итак, дорогая, - адью!
ЯВЛЕНИЕ 7


     Свитисса, Марджери.


     Свитисса. Ах, милая Марджери, если мы всегда будем так любить друг друга, какое счастье ждет меня!

     Марджери. Вы будете любить друг друга, сколько положено, - медовый месяц.

     Свитисса. Скажи лучше - медовый год, медовый век! Еще ни одна женщина не любила, как я. Мы должны пожениться сегодня утром, а мне все хочется поторопить время. Влюбленной девушке час перед свадьбой кажется месяцем.

     Марджери. Что и говорить, дорогая! Зато после свадьбы час нередко кажется годом. Вот единственный случай, когда человек получил, что хотел, и тотчас назад отдать готов: пока мы не замужем, мечтаем о браке, а после - жалеем о девичестве.

     Свитисса. А потом мечтаем о новом муже. Недаром один поэт сказал, что любовь напоминает ветер.

     Марджери. Другой - что она напоминает море.

     Свитисса. Третий сравнивает ее с флюгером.

     Марджери. Четвертый - с блуждающим огоньком.

     Свитисса. Словом, она подобна всему на свете.

     Марджери. И ни на что не походит.


     Свитисса

     (поет).


     Да, любовь такой предмет,

     Про нее любой поэт

     Пишет то и то

     И бог знает что, -

     С ней готов сравнить весь свет.


     Спросите у девы,

     Точнее нигде вы

     Секрета любви не узнаете:

     Летит эта штука

     Стрелою из лука,

     Но боль или муку -

     Вы все ей без звука

     За краткое счастье прощаете.


     Марджери. Посмотри, милая, что я нашла, пока ты пела.

     Свитисса. Женская рука, и не моя. (Читает.) Ах, Марджери, я пропала! Робин не верен мне: он соблазнил Сусанну и бросил ее.

     Марджери. Что ты говоришь?!

     Свитисса. В этом письме она корит его за измену.

     Марджери. Тогда благодари судьбу, что во-время все узнала. Какая была бы польза, если б ты нашла письмо после свадьбы, уже ставши женою Робина? Что толку было б от этого открытия?

     Свитисса. Твоя правда, Марджери: замужней женщине что знать, что не знать об изменах мужа - все едино! (Поет.)


     Когда решит девица

     К замужеству склониться,

     Чтоб ей не ошибиться,

     Не сделать ложный шаг,

     Пусть жениха помучит,

     Со всех сторон изучит,

     Все сведенья получит,

     Чтоб не попасть впросак.

     Мужчина тих,

     Пока жених,

     Но мужем став,

     Меняет нрав.

     Пусть он сердит,

     Ты делай вид,

     Что твой супруг добряк.
Да, Марджери, я решила никогда больше не встречаться с Робином!

     Марджери. Держись своего решения, и ты будешь счастлива.
ЯВЛЕНИЕ 8


     Робин (один).


     Робин. До чего верно в этой книжке сказано: часы для влюбленного уподобляются годам. О, если б хлынул ливень и пастору пришлось вернуться с обхода! Но что это за бумага? Почерк Вильяма. (Читает.) "Свитиссе. Сударыня, надеюсь, что вы не окончательно воз-на-ме-ри-лись - вознамерились выйти за Робина, а потому..." Дальше я не читаю! Мыслимое ли дело, чтоб в человеке было столько вероломства! Неужто слуги не уступают в подлости господам?! Я буду теперь знать, что под ливреей может таиться такое же низкое сердце, как и под расшитым кафтаном. Но взгляну еще: "...а потому сообщаю вам, что готов исполнить свое обещание". Как! И она виновна?! Значит, горничные такие же дряни, как их хозяйки, и весь мир - одна шайка негодяев! (Поет.)


     К проделкам склонен род людской,

     У всех обычай воровской,

     В Уэльсе - как повсюду.

     И чтоб обмана избежать,

     Пришлось бы в горы убежать

     Или устроить чудо.

     Крадут хозяин со слугой,

     И лгут кухарка с госпожой,

     Бедняк, лакей

     И богатей.

     И, может быть, из ста людей

     Один найдется не злодей.
ЯВЛЕНИЕ 9


     Робин, Джон.


     Робин. Джон, мой лучший друг, дай мне обнять тебя! Глядя на тебя, я снова готов поверить, что не перевелись еще честные люди на свете.

     Джон. О чем ты, Робин?

     Робин. Ах, друг, Свитисса мне не верна! Я погиб! Это письмо все тебе объяснит.

     Джон. Как? Подпись Вильяма! Того самого Вильяма, который всегда был таким врагом брака и женщин! Да, прав наш пастор, - нельзя верить людям!

     Робин. Особенно женщинам! Джон, ты друг мне?

     Джон. Разве я когда отказал тебе в чем? Разве не оставлял я своих лошадей неприбранными, чтобы наточить твои ножи, конюшню невычищенной, чтоб начистить ложки, и даже гнедого коренника немытым, чтоб перемыть твои стаканы?

     Робин. Так отнеси от меня вызов Вильяму.

     Джон. Ах, Робин, вспомни, что говорит пастор: мстить грешно, надо забывать обиды и прощать врагам.

     Робин. Болтать-то он горазд! Сам-то он простил кого-нибудь? Простил он старика Джобсона, когда тот вместо пяти стогов сена подсунул ему три? Простил тетку Саугрант, когда она, отдавая церковную десятину *, ужулила у него свинью? Простил Сусанну Фаулмауф, когда она сказала, что его больше тянет в погребок, чем на церковную кафедру? О всепрощении он горазд болтать, а сам еще никого не простил. И я последую его примеру, а не поучениям. Я стерпел бы от Вильяма пощечину, простил бы даже, если б он украл серебряную ложку и свалил бы на меня, за что я лишился бы места. Но он задумал украсть у меня возлюбленную, и этого, Джон, я никогда ему не прощу. (Поет.)


     Пес бросит еду,

     Почуяв беду,

     Умчится от греха.

     Клевать петух

     Не станет вдруг,

     Другого узрев петуха.

     И тот не трус,

     Кто лучший кус

     Врагу готов отдать.

     Не лезть же в бой,

     Чтобы собой

     И шкурой рисковать!

     Но стоит чуть

     Кому-нибудь

     С соперником сойтись -

     Трясется весь,

     Без драки здесь

     Уже не обойтись!

     Почуяв страсть,

     Дерутся всласть

     Мужчина, пес и кочет.

     И в том бою

     Никто свою

     Любовь отдать не хочет.


    

... ... ...
Продолжение "Опера Граб-стрита, или у жены под башмаком" Вы можете прочитать здесь

Читать целиком
Все темы
Добавьте мнение в форум 
 
 
Прочитаные 
 Опера Граб-стрита, или у жены под башмаком
показать все


Анекдот 
- Дочь, мне сказали, что ты куришь!

- Та-а-ак, ну и с какой из бабок я не поздоровалась?
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100